Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Новости

«Самый быстрорастущий рынок»: как в России поддерживают экспорт IT-услуг

Прослушать новость
Остановить прослушивание

Эксперты рассказали, как поддержать российские IT-компании на азиатском рынке

Рост экспорта российских IT-технологий в первой половине 2020 года составил 14% — несмотря на экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса. По данным аналитиков, рост связан с усилением продаж на развивающихся рынках. Как считают эксперты, для отечественных брендов наиболее привлекателен азиатский IT-рынок — самый быстрорастущий в мире. О том, как российским интернет-компаниям увеличить долю на этом рынке и как государство может способствовать их эффективному росту, рассказывает «Газета.Ru».

Несмотря на глобальный экономический кризис, вызванный быстрым распространением коронавируса, экспорт IT-услуг российских компаний вырос в первой половине этого года.

Согласно исследованию НП «Руссофт», рост составил 14% — его связывают с тем, что российские разработчики усилили маркетинг и продажи на развивающихся рынках. Аналитики также заметили, что в первом полугодии прошлого года рост составил 10,5%.

Сегодня российские IT-компании работают на рынках Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Однако именно страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) могут стать главным драйвером роста IT-сектора.

По данным «Руссофт», за первые восемь месяцев 2020 года общий объем экспорта только столичной высокотехнологичной продукции в Китай, Японию и Индию составил $1,2 млрд. Это на 27,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поэтому успешный выход на развивающийся азиатский рынок интересует многие крупные компании.

Так, 32% руководителей крупных компаний в России заявили, что рассматривают выход на АТР как основное направление роста на горизонте трех лет.

Азиатский IT-рынок — самый быстрорастущий в мире, поэтому он и привлекателен для отечественных компаний, поясняет президент НП «Руссофт» Валентин Макаров.

«Второй момент — это высокий спрос. На азиатском рынке Россия является альтернативным поставщиком платформенных решений. Это гарантирует высокую маржинальность российскому бизнесу, поэтому и привлекает его. К тому же мы культурно близки с ними. Они тоже хотят держать все под контролем и не зависеть от американских технологий. И Россия, в отличии от США, продает не черный ящик, а платформенные решения, а потом учит китайцев работать с ними», — сказал он в разговоре с «Газетой.Ru».

Выход на АТР – не самая простая задача. Российским разработчикам приходится сталкиваться в Азии с жесткой конкуренцией локальных игроков. Так, в топ-100 технологических компаний из развивающихся стран, в соответствии с исследованием Boston Consulting Group, вошли только 6 российских, в то время как Китай стал лидером по числу технологических компаний и 40 его компаний вошли в рейтинг.

Несмотря на большое количество сильных игроков в Китае российско-китайское взаимодействие в сфере информационных технологий имеет значительные перспективы развития благодаря поддержке властей обоих государств. Пример такой поддержки — российско -китайский венчурный фонд объемом в $100 млн, который вкладывает средства в стартапы, обладающие перспективой на рынке КНР.

Для масштабирования бизнеса был создан и российско-китайский молодежный бизнес-инкубатор — программа, разработанная с целью вывода российских проектов на азиатский рынок и привлечения китайских инвестиций в российскую экономику.

Рынок АТР показывает высокую динамику развития, что закономерно вызывает интерес отечественных IT-компаний, а учитывая тесную экономическую связь России с азиатскими странами, это направление перспективно для российской IT-индустрии. Однако отечественные компании–экспортеры сталкиваются с серьезными проблемами на международных рынках, отмечает исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин.

«Сложность логистики, увеличение сроков поставок, стоимости доставки и задержки в работе таможенных служб; отсутствие прямых контактов с потенциальными партнерами, клиентами и заказчикам; падение спроса со стороны заказчиков; изменения валютного курса», — перечислил он.

Также, сообщил Лашин «Газете.Ru», для эффективной реализации своих возможностей российским компаниям необходимо содействие государства.

«Наиболее важно оказывать маркетинговую помощь нашим компаниям, чтобы они могли выявлять сильные стороны российских продуктов и формировать предложения по их доработке или интеграции с иными продуктами, определять целевые рынки для их продвижения, подбирать потенциальных заказчиков», — пояснил он.

Оказывать маркетинговую помощь предложили и в Минцифры. В сентябре 2020 года министерство выступило с инициативой освободить российские IT-сервисы от взимания НДС с расходов на международный маркетинг. Ведомство планирует включить данную инициативу в разрабатываемый в настоящее время второй пакет мер поддержки IT-отрасли.

Из уже принятых решений стоит отметить «налоговый маневр» для IT-индустрии, вступающий в силу в январе 2021 года. В рамках «маневра» налог на прибыль для IT-компаний будет снижен с 20% до 3%, а ставка страховых взносов уменьшена с 14% до 7,6%.

Помимо этого, для повышения эффективности российского IT-экспорта необходима господдержка отечественных компаний в виде грантов и субсидий, считает эксперт.

«К слову, сегодня в нашей стране уже реализуются меры господдержки IT-отрасли. В частности, в этом году правительством РФ выделено 7,1 млрд рублей на гранты и субсидии российским IT-компаниям для разработки новых решений и внедрения заказчиками существующих. Также необходимо продолжить работу по улучшению инвестиционного климата в IT-сфере и совершенствованию законодательства, регламентирующее экспорт ПО и других высокотехнологичных продуктов», — заключил он.