Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Наделяем их ответственностью»: почему мы не прощаем ошибки андроидам

Исследование: недостатки роботов-гуманоидов раздражают больше, чем провалы других машин

Люди склонны прощать роботам ошибки и недостатки лишь в том случае, если они не похожи на человека, говорится в исследовании Университета Пенсильвании. Выяснилось, что машины-андроиды, которые внешне напоминают представителей вида Homo sapiens, имеют большие шансы расстроить или разозлить своего хозяина. В чем причина такой предвзятости к внешности роботов — выясняла «Газета.Ru».

Представители человеческой расы по-разному реагируют на роботов в зависимости от их внешнего вида, говорится в исследовании Университета штата Пенсильвания, опубликованном в Journal of Service Research

Когда робот-пылесос застревает под шкафом и жалобно пищит, будучи не в состоянии выбраться, это способно вызвать у хозяина умиление, однако аналогичная ошибка от гуманоидного робота может спровоцировать раздражение и негатив, утверждают ученые. 

«Один из ключевых выводов говорит о том, что внешний вид робота имеет большое значение — это не просто ширма», — утверждает Лиза Болтон, профессор маркетинга и одна из авторов исследования. 

По словам Болтон, некоторые пользователи могут полагать, что у человекоподобных роботов есть преимущество перед роботами, не имеющими человеческих черт, а потому относятся к их ошибкам гораздо строже, особенно если речь идет о медленном или некачественном обслуживании. 

«Это исследование поможет бизнесу понять, что робот с внешностью или качествами человека — это не всегда хорошо. Нужно тщательно оценивать дизайн робота прежде чем поручать ему какую-либо работу», — заявила профессор.

Исследователи также выяснили, что нужно сделать гуманоидным роботам, чтобы сгладить неприятное впечатление от своей ошибки. Так, вежливость и искренние извинения могут положительным образом сказаться на восприятии андроида.

«Современные продвинутые технологии позволяют роботу считывать выражение лиц людей, определять уровень стресса по голосу и считывать язык тела, чтобы определить, когда клиент злится. Если это происходит, робот может принести извинение вербально или невербально, например, изменив «лицо», если это возможно», — заявил Сангву Чои, еще один автор исследования.

Сообщается, что ошибки роботов-гуманоидов уже стоили им работы в реальной жизни. В японском отделе Henn-Na Hotel андроид-ассистент Чури был «уволен» после жалоб со стороны клиентов. Он воспринимал храп постояльцев как сигнал о помощи и постоянно будил их. Кроме того, он иногда вмешивался в разговоры людей и не всегда корректно выполнял поручения.

Ольга Бакшутова, руководитель отдела медицинских консультаций BestDoctor, согласилась с тем, что гуманоидоподобные роботы вызывают больше раздражения, ведь интуитивно мы и ожидаем от них больше.

«Когда мы видим робота, похожего на человека, нам кажется, что он должен обладать широким спектром функций, а его футуристичный вид дает надежду на то, что он способен к серьезным действиям.

Более того, из-за схожести с человеком мы сразу наделяем его ответственностью как наделили бы того, кто похож на нас.

Мы можем его даже воспринимать не как что-то, а как кого-то. И хотя ожидания нам вселяет не сам робот, а его производитель, когда наши ожидания не оправдываются, наше разочарование имеет личный окрас, потому что мы воспринимаем его как что-то близкое и понятное нам», — считает Бакшутова.

Тот факт, что извинения от человекоподобного робота мы воспринимаем лучше и с большей эмпатией, также говорит о том, что мы подсознательно с таким роботом выстраиваем личные отношения. Когда же мы говорим о роботе, который не похож на человека, мы воспринимаем его как машину и ожидания у нас соответствующие. Мы понимаем, что техника может выйти из строя, поэтому ожидания у нас умеренные, и такого разочарования не наступает, рассказывает эксперт.

«Еще интересный факт – добавление к непохожему на человека роботу милых элементов вроде глазок делает его в наших глазах более привлекательным. Точное же повторение гуманоидного строения или мимика может дополнительно нами восприниматься и даже отталкивать», — отметила собеседница «Газеты.Ru».

Основная причина этого негатива — наши завышенные ожидания от взаимодействия с роботом-гуманоидом, считает директор по развитию «Промобот» Олег Кивокурцев.

«Если он выглядит, как человек, мы ждем от него соответствующего поведения, но, к сожалению, на сегодня это далеко не так. Поп-культура десятилетиями внушала нам, что человекоподобные роботы будут общаться с нами на одном уровне, что станут членами общества и полноценными собеседниками. Примеров таких в поп-культуре масса: начиная c С-3PO в «Звездных войнах» почти 50 лет назад, заканчивая героями недавней антологии «Любовь, смерть и роботы». Но, к огромному сожалению, наука и технологии в этом направлении двигаются не так быстро, как хотелось бы писателям-фантастам и режиссерам научно-фантастических фильмов», — заявил Кивокурцев.

Новости и материалы
Россия в ООН призвала к расследованию по факту обнаружения массовых захоронений в Газе
На Украине сообщили о пожаре в Одессе
Водителям объяснили, почему автомобиль не стоит улучшать своими руками
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в поселке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Трамп обвинил Байдена в растрате средств на размещение нелегалов
«Боруссия» переиграла «ПСЖ» в первом матче 1/2 финала Лиги чемпионов
В Харьковской области произошел взрыв
ПВО уничтожила БПЛА над Брянской областью
В Африке Land Cruiser превратили в экстремальный пикап с пулеметом
«Зенит» обвинили в инертности после двух поражений подряд
Ксения Собчак показала винтажную сумку, за которой охотятся коллекционеры
США ввели санкции против сотрудников колонии, где умер Навальный
ВС России ударили по Одессе
Стилист Бородиной высказался об «отпускном тренде за тысячи долларов»
Российская армия уничтожила две пусковые установки HIMARS на Купянском направлении
В Липецкой области вводится режим воздушной опасности
Все новости