«Их стоимость только растет»: кто и как продает редкие игры в России

Почему россияне заинтересованы в покупке раритетных изданий видеоигр

Слушать
Остановить
Некоторые игры, выпущенных более 10 лет назад, заметно прибавили в цене за счет роста популярности среди геймеров. «Газета.Ru» выяснила, как менялся интерес к раритетным изданиям в России и узнала у ритейлеров, почему они не хотят развивать это направление.

Бывают такие случаи, когда игры, выходившие несколько лет назад, приобретают статус культовых. Это становится возможным, если речь идет о версии проекта для определенной игровой приставки или особенного издания. Также некоторым коллекционерам крайне важно то, чтобы коробка с картриджем или диском была не вскрыта, а упакована, как при продаже. C каждым годом цена подобных предложений увеличивается, а доступность их, наоборот, снижается.

Причины появления дорогих игр

Руководитель макрокатегории «Бытовая техника и электроника» сервиса онлайн-объявлений «Авито» Павел Комаров рассказал «Газете.Ru», что с 2015 по 2020 год популярность старых игр для приставок в России выросла в 2,6 раза. По его словам, с каждым годом спрос только продолжает расти. Так, в 2018 году потенциальных потребителей стало больше на 35% по сравнению с предыдущим годом, а в 2019-м — на 25%. В прошлом году раритетные проекты стали востребованнее еще на 19%.

Порой такая тенденция связана с возобновлением популярности того или иного персонажа или проекта. Также немаловажную роль в повышении стоимости продукта играет редкость определенных версий. Так, поклонники PlayStation 2 крайне заинтересованы в том, чтобы найти лицензионную версию игры Silent Hill 2, и чуть в меньшей степени ее третью и четвертую части.

Причина кроется как в культовом статусе именно сиквела, так и в том, что она сейчас практически не находится в продаже даже на сайтах интернет-объявлений.

По данным «Авито», Silent Hill 2 стала популярнее на 90% за последние пять лет. В 2020 году пользователи стали интересоваться проектом на 33% чаще, чем годом ранее. С 2015 по 2020 год продавать игру на площадке стали на 46% больше. Средняя стоимость Silent Hill 2 выросла в 2,7 раза за последние пять лет.

Ремастеры номерных частей Silent Hill для PlayStation 3 и Xbox 360 лишь подогрели интерес к прошлым версиям, так как объявленные улучшенные версии игр на деле оказались выпущены с ужасным количеством огрехов, в связи с чем последние версии считаются плохим вариантом для покупки.

Популярность игры Nier: Automata, вышедшей в 2017 году, привела к повышенному спросу на предыдущую игру в серии — Nier. В свое время проект не снискал коммерческого успеха и большой популярности, а его разработчики, студия Cavia, в итоге были распущены и поглощены более крупной фирмой. Но к настоящему моменту игра имеет множество поклонников — желающих выкупить лицензионный диск стало крайне много.

Это привело к тому, что на сайтах его открытые версии продают дороже тех, что когда-то продавались в магазинах запечатанными.

Согласно данным «Авито», желающих приобрести Nier стало в 3,9 раза больше за последние 5 лет. Продавать Nier стали в 2,5 раза чаще с 2015 по 2020 год. Всплеск продаж пришелся на 2017 год — объявлений стало сразу почти в пять раз больше, чем в 2016 году. Средняя цена проекта увеличилась в 2,5 раза.

Оценив возникший ажиотаж, разработчики анонсировали обновленную версию Nier с подзаголовком Replicant, который ранее у нее был только в Японии, родине создателей проекта. Ремастер вышел в апреле 2021 года и, вероятно, станет лишь началом развития когда-то не имевшей особой популярности франшизы.

Ретро на полную

Порой иметь только лишь игру недостаточно — нужно владеть определенной приставкой. Resident Evil 4 вышла еще в 2005 году, но проект до сих пор популярен у игроков и регулярно выходит даже на следующих поколениях консолей. Возможно, даже улучшенная версия RE4 для нового поколения, которая, по слухам, находится в разработке, не сможет перебить популярность оригинала. Resident Evil 4 дебютировал на консоли Nintendo GameCube и был ее эксклюзивом, но лишь на время, и позже оказался на PlayStation 2. Однако игроки уверены, что у игры если и есть лучшая версия, то именно та, что вышла на GameCube.

Ради нее многие и готовы отдавать дополнительные деньги за заветную приставку, выпущенную уже давным-давно.

Resident Evil 4 с 2015 года по 2020 год искало в 4,3 раза больше пользователей «Авито». Большой прирост желающих приобрести игру наблюдался в 2016 году, когда спрос увеличился в два раза, по сравнению с прошлым годом. В 2020 году число потенциальных покупателей повысилось на 44%. Проект студии Capcom стал появляться в объявлениях на 49% чаще с 2015 года по 2020 год.

Похожая история и с Bayonetta, две части которой вышли на специальных карточках вместо дисков для консоли Nintendo Switch. Особое издание Non-Stop Climax Edition вышло только в Японии и ограниченным тиражом.

В результате еще до релиза почти все копии были раскуплены по предзаказам.

В настоящее время карточку с первой частью невозможно достать никак иначе, кроме как искать продавцов на сайтах по всему миру. На «Авито» подобных объявлений найдено не было.

Отношение в ритейле

В пресс-службе группы «М.Видео-Эльдорадо» рассказали «Газете.Ru», что в России интерес к ретро, который был еще 2-3 года назад, временно утих.

«В то же время сохраняется спрос на физические копии игр в целом, и для новых моделей, и для вариантов предыдущих поколений», — подчеркнула представитель торговой сети.

По ее словам, штучные продажи консольных игр в коробках остаются стабильными, на уровне 2,5 млн копий в год, а на старые хиты для прошлых поколений «М.Видео» и «Эльдорадо» периодически запускают распродажи. При этом в группе компаний констатировали, что и в России, и на Западе единичны случаи, когда коллекционеры готовы выкладывать экстремальные суммы за редкие издания игр.

Категорийный менеджер «Гейминга» на Ozon Михаил Фролов в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что на их маркетплейсе представлено всего около 300 наименований. «По большей части это «псевдо-ретро» — переиздания классической NES, PS1 или грядущей Game and Watch от Nintendo», — отметил он.

По словам Фролова, чаще всего такие системы подходят для подключения к современным телевизорам и имеют встроенные игры, без возможности пользоваться дисками или картриджами.

Глава дивизиона закупок офисной техники, сетевого оборудования и аксессуаров «Ситилинка» Иван Поликарпов в комментарии «Газете.Ru» пояснил, что в их магазинах также отдается предпочтение именно консолям, причем сразу с большой библиотекой хорошо знакомых аудитории игр из 90-х.

«Основными пользователями являются люди в возрасте 25-35 лет, которые хотят снова ощутить эмоции из детства и познакомить с классическими консольными играми теперь уже своих детей», — добавил он.

Представитель специализированного игрового магазина Videoigr.net сообщил «Газете.Ru», что продажей редких изданий занимаются в основном коллекционеры. «Ритейл и частные продавцы не будут в большей части этим заниматься банально в связи с нехваткой времени», — объяснил он. По словам сотрудника, чаще всего у магазинов и не хватит места содержать большие коллекции для продажи, так как склад постоянно пополняется новым товаром.

Аукционный картридж

Такие издания нередко выставляют на сайтах интернет-объявлений и за обладание такой версией порой предлагают крайне высокие суммы. 9 июля именно такая, запечатанная версия The Legend of Zelda для приставки Nintendo Entertainment System (NES), известная в России больше как «Денди», ушла с молотка на аукционе за баснословные $870 тыс. Однако буквально через два дня, 11 июля, этот рекорд был побит.

Игра Super Mario 64, ставшая легендарным проектом для консоли Nintendo 64, ушла в упакованном варианте за $1,56 млн на аукционе Heritage Auctions.

За последний год первое место в списке самых дорогих видеоигр постоянно обновлялось, причем зачастую довольно стремительным образом. Как пишет The Verge,

всего лишь год назад наиболее дорогим лотом была копия Super Mario Bros., проданная «всего» за $114 тыс.

Стремительный рост начался в апреле этого года, когда еще одну коробку с той же Super Mario Bros. купили уже за $660 тыс.

Согласно данным «Авито», каждый из этих проектов интересует пользователей, в особенности The Legend of Zelda. За последние пять лет этой игрой стали интересоваться в 23,3 раза больше. Продавать The Legend of Zelda стали в 15,6 раз чаще с 2015 по 2020 год. В случае с Super Mario 64 и Super Mario Bros. данные более скромные — спрос за пятилетний срок вырос в 3,8 и 3,2 раза соответственно.