Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

UX в РФ: пациент, скорее, жив!

Впечатления от User eXperience 2014

User Experience – это больной вопрос для Рунета. Удобство и комфорт пользования большинством ресурсов в русскоязычном сегменте Сети по-прежнему оставляют желать лучшего. И если на Западе UX – это залог коммерческого успеха, и на него сразу выделяются необходимые ресурсы и средства, то в России это новомодная фишка увеличения эффективности и выжимания дополнительных доходов из крупных веб-ресурсов. Теперь это еще и дополнительный аспект PR'а: мол, да, мы – лидер, и мы думаем о «пользовательском опыте».

Нам очень интересно было посмотреть выступления спикеров на User eXperience 2014 и сравнить их между собой. Особенно, как это видят представители западной культуры, например, Saravjit Rihal из известного лондонского UX-агентства Amberlight, и с чем в реальности сталкиваются ведущие специалисты крупнейших российских интернет-компаний (Mail.Ru и Yandex).

В принципе, основные тезисы английского специалиста просты в своей гениальности: необходимо вырабатывать методики измерения пользовательского опыта и обязательно производить замеры и надо привлекать к разработке и изучению UX заказчика и его менеджеров (и именно менеджеры заказчика обладают самым высоким показателем вовлеченности в процесс), а также пользователей. Вопрос необходимости, затратности и сложности этого процесса для него не стоит – это просто надо делать, потому что иначе нельзя.

Евангелисты UX в России сосредоточены на тех сложностях постановки процесса работы над UX, с которым столкнутся менеджеры проектов при внедрении этого аспекта в свой производственный процесс. И те методики, алгоритмы и решения, о которых они говорят, можно отнести, скорее, к научному знанию, чем к практике. Полноценное внедрение этих знаний требует обучения нового поколения менеджеров, в чьи профессиональные ценности UX закладывается еще на университетской скамье.

На этом фоне очень интересно выглядит практический опыт Юрия Ветрова, руководителя интерфейсного направления в Mail.Ru, в зону ответственности которого попали проекты-приобретения холдинга, совершенно разнородные и становление которых происходило стихийно, без всякого учета UX, в ходе череды полных редизайнов. С одной стороны, для обеспечения возможности дальнейшего продуктового развития этих проектов при разумном уровне трудозатрат было необходимо унифицировать их интерфейсы и разработать единый фреймворк. С другой – существовал риск ущемления коммерческих интерфейсов проектов, и требовалось придать им индивидуальность и узнаваемость, чтобы снизить их зависимость от главной Mail.Ru. То есть на интерфейсное подразделение свалились задачи маркетологов и фундаментальная проблема холдингов, которые хотят стать всем для всех, а остаются тем, чем являлись для пользователей изначально (например, Mail.Ru – это почта, и это мешает развитию остальных проектов холдинга).
Открытия этого подразделения (например, «принцип бургера»), может быть, не претендуют быть откровениями в области пользовательского опыта, но они, безусловно, являются интересным в плане реализации UX-стратегий в крупных бюрократизированных холдингах.

В целом, UX, конечно, во многом зависит от культуры ведения бизнеса, и очень хорошо, что этой теме, по крайней мере, уделяется внимание, что об этом говорят. Поэтому есть надежда, что разработка UX сначала станет непонятным, но обязательным атрибутом любого проекта (как, скажем, базнес-план – все делают, но никто не следует), а затем, и стандартом де-факто.

Что думаешь?
Загрузка