Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Маэстро из Прислонихи

Большой персональной выставкой Академия художеств почтила 110-летие одного из своих былых корифеев – Аркадия Пластова.

В народном сознании этот художник оставил неизгладимый след, что отчасти даже выразилось в фольклоре: до сих пор можно услышать выражение «ужин трактористов» применительно к полуночной попойке и формулировку «фашист пролетел», когда речь заходит о последствиях. Не одно поколение советских школьников прилежно таращилось в репродукции, воспитывая в себе патриотические чувства на примере пластовских произведений.

Свою творческую жизнь автор посвятил воспеванию российской деревни, то есть изображению бесконечных кузнецов, пасечников и ветеринаров, а также видов на избушки или жнивье. Чтобы материал всегда был под рукой, он на многие годы обосновался в своем родном селе Прислониха Ульяновской области, впрочем, не забывая наезжать в Москву на вернисажи своих выставок и за получением всевозможных наград вроде Государственной или Ленинской премий. Давнишний миф гласит, что Аркадий Пластов – замечательный живописец и что сделался он таковым благодаря тесной связи с народной и природной жизнью. Следует сказать, миф этот выставкой в Академии не очень-то подтверждается, хотя собраны на ней едва ли не все хрестоматийные работы: существенную поддержку семейным архивам оказали крупнейшие российские музеи, начиная с Третьяковки и Русского, даже из Минска прибыло философское полотно «Смерть дерева».

На поверку и вблизи пластовская живопись оказывается довольно рыхлой и постной. Отвлекаясь от сюжетов, которые и сами по себе не блеск, с трудом находишь на картинах привлекательные фрагменты – те, что могли бы вызвать интерес с точки зрения цветовых отношений или технологической виртуозности. А это нехороший признак, намекающий то ли на отсутствие у автора высокого дарования, то ли на заведомое его пренебрежение качеством. Единицы вещей вызывают восторг, как, например, небольшое темноватое «Рождество»: изображение только что явившегося на свет теленка на фоне мрачного хлева напоминает о рембрандтовских композициях. Большей же частью и во всем диапазоне от трагедии до лирики – более или менее свободный мазок, лишенный нерва и напряжения. Пожалуй, творчеству Пластова не грозит ренессанс, даже если изменится политическая и эстетическая конъюнктура. Хотя в чем можно быть уверенным…

Новости и материалы
В МИД РФ подтвердили, что 9 мая в Москву не приглашены представители недружественных стран
Комендантский час в Вильнюсе вызвал панику у жителей, которых плохо предупредили
Президент Чехии заявил, что Киев в июне может получить 180 тыс. артиллерийских снарядов
Погода в Москве в День Победы будет близка к рекордно низким значениям
Украинский командир заявил о самой сложной с начала конфликта ситуации на фронте
Эксперт раскрыл, к чему отсылает инаугурационная речь Путина
Путин заявил Мирзиёеву, что в России ждут поставок узбекских овощей и фруктов
Ученые предупредили о вторжениях самых опасных насекомых в мире из-за меняющегося климата
«Реал» стал вторым финалистом Лиги чемпионов
Жизель Бюндхен оскорбил повторный выбор экс-мужа футбола вместо детей
Путин рассказал о рекордном товарообороте России и Армении
Велосипедиста-моржа в шапке и плавках забрали в отдел полиции в Петербурге
Ученые показали на видео микророботов, поедающих микробы и пластик
Россиянин врезался на машине в остановку и получил 9,5 года колонии
Путин начал переговоры с Пашиняном
Бена Аффлека высмеяли за улыбку на прогулке с сыном
Кандидатура Виталия Савельева рассматривается на пост вице-премьера
Водитель чуть не сбил девушку в Екатеринбурге, а потом плюнул в ее сторону
Все новости