«Корейцы не дремлют»: «АвтоВАЗ» может потерять позиции из-за дефицита машин

Из-за дефицита чипов Lada продают в упрощенных комплектациях

Слушать
Остановить
«АвтоВАЗ», столкнувшись с дефицитом комплектующих, вынужден продавать свои автомобили в наиболее доступных комплектациях. Хорошо оснащенные машины придется ждать месяцы, выяснили СМИ. Ослабление российского автогиганта может пойти на пользу корейским конкурентам, которые менее других страдают от недостатка полупроводников.

Дилеры Lada начали предлагать в июне машины в упрощенных комплектациях, сообщили в пятницу, 25 июня, «Ведомости» со ссылкой на источники в холдинге «Транстехсервис» и других официальных дилерах марки. В качестве причины снижения ассортимента указывается в частности отсутствие комплектаций с мультифункциональным рулевым колесом с функцией круиз-контроля, а также исчезновение в списке опций мультимедийной системы. Такие проблемы возникли в частности с автомобилями на платформе B0 (Lada Xray и Largus), а также с Lada Vesta.

Источники «Газеты.Ru» в дилерском сообществе подтверждают наличие проблем с доступностью автомобилей Lada, они подчеркивают, что

дефицит касается не только отдельных модификаций, но в целом наиболее востребованной продукции автозавода.

Lada без опций верхних комплектаций сейчас предлагаются с дисконтом в 10-13 тыс. рублей, пишет издание, но зато такие автомобили есть в наличии у дилеров. Вариантов в более богатом оснащении придется ожидать свыше двух месяцев, предупреждают дилеры. При этом не сохраняется гарантия зафиксированной в предзаказе цены.

«Все автомобили в комплектации «Комфорт лайт» будут проданы в течение месяца с момента поставки дилеру на фоне дефицита по остальным модификациям и предстоящего корпоративного отпуска завода», – цитируют «Ведомости» одного из дилеров.

Автомобильные продавцы полагают, что дефицит на дорогие версии Lada Largus и Vesta сохранится до начала осени. Впрочем, решить саму проблему нехватки микросхем в автопроме не удастся до конца года, уверен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Отдельные крупные поставщики типа немецкого Continental пытаются найти выход из этого тупика, сводя на себя поставки полупроводников с различных заводов. Для «АвтоВАЗа», очевидно, пока такие решения не доступны, полагает эксперт.

«Ключевые элементы компонентной базы поставщиков первого и второго уровня зависят от Китая и других стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Для того чтобы решить проблему чипов, нужно закупить много производственного оборудования, а быстро это сделать не выйдет», – рассуждает Бургазлиев.

Полной остановки конвейеров как «АвтоВАЗа», так и других автокомпаний собеседник не ожидает, но перманентные остановки возможны, в том числе по некоторым моделям.

Ранее «Газета.Ru» писала о том, что сборочные мощности концерна Volkswagen в Нижнем Новгороде (производит Skoda Octavia, Karoq, Kodiaq и Volkswagen Taos) были остановлены из-за дефицита чипов на периоды 17-18 июня и 21-22 июня 2021 года. Вынужденно может встать и вторая российская площадка концерна – завод в Калуге, где выпускают автомобили Volkswagen Polo, Tiguan и Skoda Rapid, утверждают источники «Газеты.Ru», знакомые с ситуацией на предприятии.

По их словам, калужский конвейер Volkswagen испытывает острый дефицит блоков BCM (Body Control Module). Этот модуль координирует работу электронного оборудования автомобиля.

Корейцы не дремлют

Недостаток чипов в автопроме стал своего рода – неизвестным и непредсказуемым «X» в производственных «уравнениях» автокомпаний, полагают эксперты. Из-за дефицита автомобилей «АвтоВАЗ» может снизить свою рыночную долю, чем непременно воспользуются прямые конкуренты – корейские компании Hyundai и Kia, считает Бургазлиев.

«Hyundai и Kia меньше других страдают от недостатка полупроводников во многом благодаря неплохому заделу собственной автокомпонентной базы на родине.

Они в этом плане лучше прикрыты, чем альянс Renault-Nissan и принадлежащий ему «АвтоВАЗ», и, соответственно смогут нарастить свою долю», – считает он.

Схожего мнения придерживается автоэксперт Сергей Ифанов. Корейский завод в Санкт-Петербурге сейчас работает на полную мощность, по информации Ифанова, дилеры корейских марок реже говорят о нехватке машин для реализации, нежели продавцы других марок.

«В принципе сейчас цены «АвтоВАЗа» не так сильно отличаются от стоимости корейских автомобилей.

А я полагаю, что маркетологи Hyundai не дремлют, они мгновенно подсуетятся и дадут дилерам возможность приманить клиентов выгодными предложениями, стоит вазовцам проявить слабость»,

— заметил Ифанов.

Дефицит полупроводников в автомобильной промышленности появился в конце прошлого года во время остановки заводов в периоды изоляции из-за пандемии COVID-19.

Предприятия, производящие схемы для электроники, столкнулись с ажиотажным спросом на свою продукцию, прежде всего, в сегменте бытовой техники. Автопром – одна из наиболее пострадавших отраслей из-за дефицита, автокомпании ожидают огромные убытки по итогу этого года.