Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сравнялись с США: почему россияне не готовы отказываться от автомобилей

Вице-премьер Хуснуллин: степень автомобилизации в городах России достигла уровня США

В России некоторые населенные пункты по уровню автомобилизации сравнялись с крупными городами в США, заявил вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, это осложняет транспортную ситуацию, и необходимо стимулировать использование общественного транспорта. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты отмечают, что в стране еще много проблем с общественным транспортом и инфраструктурой, поэтому в ближайшее время люди вряд ли откажутся от личных автомобилей.

Крупные российские агломерации по уровню автомобилизации жителей сравнялись с американскими городами, заявил вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, это осложняет транспортную обстановку.

«По последним оценкам, степень автомобилизации крупных российских агломераций достигла уровня американских городов. С одной стороны, это хорошо, у людей появляются автомобили, растет благосостояние, но с другой стороны – осложняет транспортную ситуацию в городах», — сказал Хуснуллин на Московском урбанистическом форуме (цитата по «Интерфаксу»).

Он отметил, что нужно стимулировать использование общественного транспорта в городах, перенимая опыт столицы.

«В последние годы в Москве растет популярность общественного транспорта, тогда как в других городах, наоборот, снижается. Значит надо перенимать столичный опыт создания единых интегрированных транспортных систем и другим мегаполисам», — отметил вице-премьер.

По уровню автомобилизации в целом Россия не входит даже в первые 15 стран Европы, рассказал «Газете.Ru» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Например, если в Бельгии больше 600 автомобилей на тысячу человек, то в нашей стране – где-то 320-330, отметил он.

При этом в европейских странах, таких как Франция, Италия, Голландия, Испания, уровень достатка примерно одинаковый как в крупных городах, так и в регионах. В России же ситуация другая: у нас есть крупные города, где средняя зарплата, по грубой оценке, около 70-80 тыс. руб., а есть «вся остальная Россия», где средняя зарплата 35-36 тыс. руб.

«Ясно, что скопление автомобилей в городах — это следствие сложившейся экономической политики, которая проводится последние 20-30 лет. И в нынешней ситуации, в период пандемии, люди совершенно не готовы отказываться от автомобилей. Более того, я прогнозирую, что люди еще больше будут интересоваться приобретением личного автомобиля, чтобы не подвергать себя лишней опасности», — считает эксперт.

Если же говорить о регионах, даже о достаточно крупных городах (например, Тамбов, Уфа), то жизнь без машины там достаточно сложная, обратил внимание Бургазлиев. Если у человека есть семья, то нужно отвозить детей в школу, ездить в магазин, чтобы не таскать тяжелые сумки, добираться на работу.

«Таскать сумки и детей подмышкой в общественном транспорте — удовольствие ниже среднего, мягко говоря», — отметил Сергей Бургазлиев. В целом преимущества личного транспорта – это безопасность, комфорт, независимость от расписания общественного транспорта, пусть даже очень хорошего, и дополнительный способ защиты от пандемии, заключил эксперт.

При этом у личного транспорта есть и негативные стороны: например, это пробки, дорогая парковка, нанесение вреда окружающей среде.

По словам старшего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Павла Зюзина, экологическая повестка в российских городах играет «минимальную роль», «никто в принципе не обращает на нее никакого внимания». Она актуальна, в первую очередь, в странах Евросоюза. Эксперт отметил в беседе с «Газетой.Ru», что большинство российских городов деиндустриализированы — промышленных осталось очень мало, и вообще на экологию простые люди на бытовом уровне обращают не очень много внимания.

А такая проблема, как платные парковки — это тема нескольких городов, например Москвы, Казани, поясняет эксперт. Существенную роль она играет только в столице, в 95% других крупных городов такого явления пока в принципе не существует — так что это не оказывает влияния на решение о покупке автомобиля. В немалой степени влияют на выбор транспорта пробки. Также есть такие проблемы, как необходимость найти место для автомобиля и после добраться до работы, говорит Зюзин.

Стимулирует приобретение автомобиля такой фактор, как «критически низкое» качество общественного транспорта, отмечает Павел Зюзин. По его словам, интуитивно люди понимают, что с каждым годом парковать машины становится сложнее, планировать поездки приходится тщательнее, чтобы не потерять в пробках полдня, но альтернативы нет.

«Они, может, и хотели бы как-то изменить свои транспортные предпочтения, но им пересаживаться некуда. Качество общественного транспорта очень низкое, и по уровню комфорта он не может сравниться даже с самыми бюджетными автомобилями отечественного сегмента, типа Lada Kalina», — подчеркнул эксперт.

По его словам, городские власти слабо заинтересованы в поддержке общественного транспорта. Например, даже если какие-то населенные пункты закупают новые трамваи, им не делают приоритета в движении, для них нет выделенных путей. Чтобы выйти из этой ситуации, нужно четко ориентироваться на зарубежный опыт, копировать лучшие практики, инвестировать в развитие общественного транспорта, убежден Павел Зюзин. Этим, по его оценке, нужно заниматься около 15 лет.

Эксперт считает, что когда у семьи есть по несколько машин — это отлично, но лучше пользоваться ими в выходные, внепиковые часы, чтобы поехать с семьей на природу, попутешествовать по стране. Но езда в час-пик на автомобилях — «это не про Россию», заключил Зюзин.

Новости и материалы
«Хотел быстрее уйти»: Рублев пошутил после своего выхода в четвертьфинал «Мастерса»
Кети Топурия показала редкие фото сына от советника главы Чечни
Минобороны Украины открыло в Киеве центр набора в ВСУ
На Рублевке объявили бойкот Максиму Галкину
В G7 заявили о связи ограничения доходов РФ от энергетики с поддержкой Украины
Снижение спроса бьет по крупнейшим автоконцернам Европы
Сотрудники МЧС ликвидировали пожар на складе в Подмосковье
G7 выпустила заявление насчет Запорожской АЭС
Инстасамка призвала удалять филлеры
Медики ЯНАО прооперировали пенсионерку с гигантской опухолью
В России рассказали, что основные силы ВСУ оставили Работино
Во Франции украли ноутбук с закрытой информацией об Олимпиаде-2024
Парламент Грузии рассматривает закон об иноагентах во втором чтении
Работа Керченской паромной переправы приостановлена
Полтысячи российских ветеранов получат более комфортные условия жилья
Экономика Тайваня рекордно разогналась
Жителей Крыма предупредили об опасности упавших на полуострове обломков ATACMS
Суд арестовал пятерых обвиняемых в поджоге вертолета в Москве
Все новости