Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Петя, супермаркет и «56 метров»

Политолог

То, что российское телевидение наконец дошло до рекламы туалетной бумаги, есть событие по-своему даже исторического масштаба. Это, без сомнения, важная веха в развитии тутошней цивилизации. Причем заметим: это пропаганда конкретного бренда, а не реклама туалетной бумаги вообще и не пропаганда гигиенической идеи надобностью ею пользоваться при случае. Нет, разъяснений на сей счет народу уже не требуется. Это вселяет исторический оптимизм: значит, тот этап развития, когда такие разъяснения требовались, уже давно и, будем надеяться, надежно позади.

В настоящее время, по моим наблюдениям, страна также пребывает как раз посередине переходного периода в смысле упаковки продаваемого хлеба: в больших городах и, соответственно, супермаркетах его уже упаковывают в целлофан или бумагу, тогда как в иных местах еще плюхают непосредственно на грязный прилавок и «отпускают» примерно так же, как картошку. Для справки: паковать хлеб в целлофан в Америке начали примерно тогда, когда у нас была октябрьская революция, а Европе – некоторое время спустя после второй мировой войны.

Я помню время, когда хлеб у нас даже и не думали паковать в целлофан, а туалетную бумагу в те торжественные моменты, когда ее, дефицитную, удалось достать, носили на манер пулеметной ленты. И страшно гордились добычей.

Народ не мог даже заподозрить, что при жизни одного поколения окажется, что разброс цен на рулон продукта будет исчисляться не копейками, а в разы. И еще окажется, что она бывает не вообще, а разная и очень многих видов, из которых надо будет мучительно, с риском или, напротив, удовольствием для собственной задницы выбирать.

Теперь по пиву. Лично я считаю, что пиво и его изобилие есть главное, неоспоримое общенациональное достижение всех многотрудных лет этих вот, с позволения сказать, реформ. Многие тут скажут, что это вообще единственное достижение, и у меня нету уже сил с ними спорить.

«Жигулевский» тоталитарный совок сменился таким плюрализмом брендов, который даже исчисляется уже не числом названий, а количеством метров пивных полок в супермаркетах.

Именно пиво в результате окончательно отбило у большевиков почту, телеграф, вокзалы, мосты, все железные дороги, все улицы всех городов, а также все их скверы, площади, подворотни и подъезды.

Запрещающая теперь распивать на улицах пиво Дума поздно спохватилась в главном: на фоне пива авторитет ее и вообще власти как таковой стал настолько неочевиден, что я бы на их месте трижды подумал, прежде чем вступать в эти затяжные уличные бои с непредсказуемыми последствиями и однозначно огромными потерями.

Самое коварное, между прочим, тут то, что любой алкаш каждодневно совершает сознательный выбор – в пользу, к примеру, «Очаковского» против «Клинского», «Толстяка» против «Золотой бочки» или наоборот. Совершенно на равных, подчеркнем, с нашими баллотируются всякие «Хайнeкены», «Гессеры» и, прости господи, даже «Миллеры». С пивной пеной в неокрепшее постсоветское сознание вливается по капле глобализм с космополитизмом. И они ведь, о ужас, могут не выйти оттуда в процессе облегчения ни в скверике, ни в подъезде.

Тo же самое наблюдается везде и во всем.

Постсоветский человек все более становится овладеваем «супермаркетным сознанием»: он учится отличать одни бренды от других, он уже умеет оперировать — на подсознательном уровне – соотношением цена-качество. Он уже кое-как умеет качать права (пока только потребителя). Он способен сказать гордое «я к вам больше ни ногой» или не менее гордое «да пошел бы ты...», если ему тут или там не нравится качество с ним обращения. Он уже хочет, чтобы его уважали в процессе обслуживания, а не просто «отпускали товар».

Мне почему-то кажется, что рано или поздно он начнет применять эти знания и опыт, приобретенные по части умения делать осознанный выбор в супермаркете, применительно к партиям, парламентариям и тем мужчинам и женщинам (а вдруг?), которым в один прекрасный электоральный момент покажется, что они могут выступать президентами, а не только назначенными губернаторами. И тогда окажется, что сделать выбор между, скажем, СПС и КПРФ или ЛДПР с «Единой Россией» в придачу ему будет не сложнее, чем между той самой туалетной бумагой «Zewa», которая совершила рекламный прорыв на российское телевидение, и жестковатым, но, в сущности, тем же по функциональности продуктом с простым информативным названием «56 метров».

И тогда перед таким покупателем ведь все равно, как ни противно, придется саморекламироваться, с ним придется разговаривать, дабы объяснить, чем ты, собственно, «мягче» в употреблении, чтобы купить именно тебя, а не серо-жесткий продукт, пробирающий своей употребительной жестокостью до самой глубины жаждущей на самом деле лишь расслабления души. И постулат, казалось бы, веками враставший в отеческую почву (мол, чем жестче, тем чище), будет посрамлен под радостное и уносящееся вдаль бульканье спускаемых в небытие его адептов.

P.S. Кстати, на днях герой моей предыдущей колонки («Петя и мент») западянский хохол Петя встретил меня радостным известием: им, хохлам, теперь можно у нас не регистрироваться, если они приезжают на срок до 90 дней. Стало быть, не надо больше унижаться перед ментами и прятаться от их мздоимных облав. Не надо платить взяток, а можно почувствовать себя чуть-чуть человеком. То был подарок Путина с Януковичем им (хохлам) к украинским президентским выборам. Эдакая промо-акция в ихнем хохляцком супермаркете – с приезжим знатным промоутером. Петя и его западянские товарищи все как один за Януковича. «А то шо этот Ющенко выдумал, слышь, — возмущается Петя . — Нас в Европу вздумал тащить. Да кому мы там нужны на фиг!»

И ведь как же он, согласитесь, прав!

Автор – главный редактор блока деловых журналов ИД Родионова («Профиль», «Карьера»)

Новости и материалы
Алена Апина сделала подтяжку подбородка на всю жизнь: «Рисковая девушка»
Решетников заявил о необходимости расширить частную собственность в экономике
«Зенит» пригласил фанатов «Факела» в Санкт-Петербург после кричалки про позор футбола
В МИД РФ заявили об интересе к идее Си Цзиньпина о мирном саммите по Украине
Россиянам рассказали, как получать вторую пенсию
Инструктор по плаванию захлебнулся в бассейне во время тренировки
Украинский энерготрейдер планирует упрочить позиции в Европе
Россиянам рассказали, в какой период лучше покупать авиабилеты
В Японии назвали условие для передачи Patriot в США
На Урале наказали кондуктора трамвая, высадившую школьницу в мороз
ВС РФ сбили украинский беспилотник над Белгородской областью
Стало известно, почему «Спартак» не оставит Слишковича главным тренером
Путин подписал стратегию исторического просвещения для укрепления русского мира
Захарова осудила заявления Киева о нелегитимности Путина
Израиль открыл КПП «Керем Шалом» в сектор Газа
ФАС доказала миллиардный картельный сговор дорожников
Новые iPad в России будут продавать за полмиллиона рублей
В МИД РФ считают обвинения Москвы в кибератаках «разогревом» к выборам в США
Все новости