Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В соседях не значатся

Мы сами начинаем строить берлинскую стену

Упустив площадку для диалога с Европой, Россия теряет возможность моделировать совместное будущее.

Неучастие России в первой конференции по европейской политике соседства (ЕПС), собравшей 3 сентября в Брюсселе глав МИД 27 стран — членов ЕС и 16 стран — адресатов этой политики от Белоруссии до Марокко, является событием знаковым, а может быть, даже рубежным. Москва, в свое время отказавшаяся присоединиться к ЕПС, сегодня не имеет места за столом форума, в рамках которого будут приниматься решения, во многом определяющие будущее, прежде всего, западной части постсоветского пространства, да и собственно российско-европейских отношений.

Можно, конечно, последовать модному ныне совету не драматизировать происходящее. Однако игнорировать возникновение в расширенной Европе нового интеграционного формата, по отношению к которому Россия оказывается внешним игроком, попросту не удастся. Приоритетной из двух одновременно проводимых восточных политик ЕС будет только одна, и таковой вполне может стать трансформация ближайшей периферии, а не развитие связей со все более несговорчивой Россией.

Спору нет, европейская политика соседства пока не является эффективным инструментом, за что, кстати, подвергается постоянной критике со стороны неангажированной части экспертного сообщества. В первоначальном виде она не содержала внятных стимулов для внутреннего реформирования соседних государств и не проводила дифференциации между партнерами, предлагая одним «слишком мало и слишком поздно», а другим — «слишком много и слишком рано». Страны, стремящиеся к максимально тесному сотрудничеству с ЕС, как, например, Украина и Молдавия, болезненно воспринимают отказ предоставить им перспективу членства в Евросоюзе. Консервативные режимы южного Средиземноморья, наоборот, опасаются слишком активного продвижения демократии в регионе. По многим вопросам — открытие внутренних рынков, иммиграция, визовый режим — Брюссель до сих пор ведет себя крайне эгоистично. Наконец, до недавнего времени было заметно стремление обойти острые углы в отношениях с той же Москвой, что не способствовало адекватной реакции на потребности региона как такового.

Но постепенно, в особенности за последний год, европейская политика соседства начала перерастать рамки бюрократического упражнения.

Именно потому, что ЕС сегодня стремится доказать принципиальную возможность осуществления либеральных реформ в соседних странах без членства в союзе, он оказывается способным пойти навстречу партнерам намного дальше, чем раньше. В декабре 2006 г. с целым рядом предложений выступила Еврокомиссия, а в период германского председательства в ЕС в первой половине текущего года необходимость перехода от «старой» ЕПС к «ЕПС плюс» была признана повсеместно и окончательно.

Сегодня эта политика рассматривается как инструмент фактического пошагового включения соседей в торгово-экономическую зону и пространство внутренней безопасности ЕС, причем степень интеграции будет определяться индивидуально, с учетом настроений и готовности каждого адресата. В отношениях с 12 странами-партнерами уже реализуются индивидуальные планы действий. ЕС объявил о намерении заключить с наиболее продвинутыми государствами соглашения об углубленной зоне свободной торговли, что применительно к известному своим протекционизмом ЕС дорогого стоит. Концепция финансирования программ сотрудничества, хотя объемы его все еще невелики, примерно 2 млрд евро в год до 2013 года, выведена за рамки технической помощи. Помимо прочего она нацелена на координацию действий Еврокомиссии с международными финансовыми организациями и в целом выглядит

как попытка не «откупиться» и сохранить лицо, но действительно добиться результата.

Влиятельный брюссельский Центр изучения европейской политики в марте подготовил доклад, в котором предложил пойти в отношении стран, демонстрирующих наибольший уровень политической конвергенции и экономической интеграции с ЕС, помимо экономически стимулирующих мер на подписание углубленных соглашений об ассоциации. Это предоставило бы им доступ к процессу принятия решений во всех сферах компетенции союза. Кроме того, доклад рекомендует усилить институциональные связи вплоть до предоставления таким странам статуса наблюдателя в Европарламенте и некоторых других органах ЕС, предусмотреть перспективу перехода на безвизовый режим.

Таким образом, Европейский союз приближается к тому, чтобы открыть своим соседям и, прежде всего, Украине долгосрочную перспективу фактической, хотя и не институциональной интеграции.

Это еще не членство, но уже больше, чем даже привилегированное и тем более простое партнерство, то есть вариация статуса, который на сегодня имеют Норвегия, Швейцария, Исландия, только без права сменить его на полное членство.

Пять-шесть лет назад такое видение будущего региона, лежащего между Россией и расширившимся ЕС, не представляло бы для Москвы особой проблемы. В тот период Россия не только сама искала интеграционного пути в отношениях с ЕС, но опережала всех потенциальных конкурентов. Достаточно вспомнить хрестоматийную фразу об объединении «всего, кроме институтов», произнесенную именно в адрес Москвы, о так называемых «общих пространствах» экономики, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки и образования, на создание которых нацеливалось российско-европейское взаимодействие, а также о лозунге «В Европу — вместе с Россией!», активно использовавшемся частью политических сил на Украине.

Провозглашенное в отношениях между Россией и ЕС стратегическое партнерство и созданная «под него» правовая база, с одной стороны, делали ненужным присоединение России к ЕПС — инициативе на тот момент менее развитой и статусно менее выигрышной, а с другой — сводили на нет саму вероятность проведения Евросоюзом региональной политики, не согласованной до определенных пределов с Москвой. С тех пор все изменилось.

Из потенциальных стратегических партнеров Россия и Евросоюз спустились до состояния не очень доверяющих друг другу экономических контрагентов по необходимости, а регион, граничащий с ними обоими, стал источником трений и противоречий.

По мере превращения двусторонних саммитов из площадки для согласования стратегии сотрудничества в поле для обмена уколами перед телекамерами лидеры ЕС утрачивали интерес к восприятию пожеланий России в том, что касается курса союза на его восточных границах. Выпадение России из ЕПС, пусть и по изначально понятным и веским причинам, лишило ее существенных возможностей влияния на политику ЕС на востоке Европы изнутри формирующейся подсистемы новой солидарности.

Сворачивание партнерства с Евросоюзом мешает России воздействовать на нее извне.

Вопрос, можно ли в этих условиях предотвратить возникновение в Европе новых разделительных линий, все явственнее предстает риторическим.

Новости и материалы
Норвежский политолог заявил, что Украина будет терять больше территорий
В Краснодарском крае ликвидировали пожар на базе отдыха
«Краснодар» назвали размазней
Названы ключевые причины блокировки банками переводов населения
Семья Кейт Миддлтон «проходит через ад» во время ее лечения от рака
Ревнивый россиянин устроил стрельбу и прострелил женщине руку
Постпред КНДР в ООН посоветовал США и их союзникам не искажать реальность
«Это катастрофа!»: российский футболист рассказал, что его шокировало в Европе
Патриарх Кирилл не планирует встречаться с папой Римским
ВС РФ уничтожили ударный беспилотник Warmate в небе над Херсонской областью
На Украине признали бегство уклонистов в Молдавию
Южная Корея будет участвовать в киберучениях США
Балтийская сельдь оказалась под угрозой вымирания
Назван идеальный автомобиль для путешествий
Китай анонсировал учения в Желтом море
Пьяная россиянка домогалась 13-летнего сына подруги
Стало известно, как Макрон намерен надавить на Си Цзиньпина по вопросу Украины
В МИД Белоруссии предостерегли Литву от поддержки экстремистов
Все новости