Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Удержаться на треке

Сверхзадача России в мировой политике в 2011 году — закрепить прорывные достижения прошлого года

Решение стоящих перед Россией внешнеполитических задач усложняют предстоящие в будущем году президентские выборы и затягивание «интриги-2012».

Начало года выдалось неспокойным. Новые попытки польской оппозиции раздуть скандал в связи с прошлогодней трагедией в Смоленске, череда кризисов и революций в странах Ближнего Востока и Северной Африки, визовые недоразумения с Великобританией, обмен жесткими заявлениями по Курилам, наконец, принятие Европарламентом резолюции «О верховенстве закона в России». Все это не предвещает легкой жизни для российской внешней политики.

Стоящие перед ней в текущем году задачи усложняют два обстоятельства: беспрецедентно успешные итоги 2010 года и предстоящие в 2012 году выборы.

О выборах

Во-первых, при всей их условности в современной России

выборы вольно или невольно искажают процесс принятия внешнеполитических решений, заставляя принимать во внимание реакцию внутри страны. Не столько населения или СМИ, сколько зависимых от власти, но все же потенциально влиятельных акторов — силовых структур, армии, бизнеса.

Их отношение к сближению с Западом остается настороженным в силу как старых, холодно-военного времени стереотипов, так и опыта постсоветского периода. Помимо стереотипов есть еще и конкретные интересы: заключение сделок и покупка активов, производство и продажа вооружений, экспорт углеводородов. Действительно, «дружба» с Западом не всегда способствует, а иногда препятствует реализации этих интересов, особенно если оценивать ситуацию не в долгосрочной перспективе, а с точки зрения типичного для сегодняшней России подхода получения дивидендов «здесь и сейчас».

Группы интересов, конечно, осознают насущность модернизации, но не за их счет. Для них выгоднее платить «модернизационную дань». Упрощенно, по своей сути эти группы антимодернизационны в экономическом и политическом смыслах и глубинно антизападны. И если в новом президентском цикле в отношении них можно будет использовать властный ресурс во имя долгосрочных целей, то перед выборами, даже условными, особенно учитывая сохраняющуюся неопределенность намерений тандема, эти группы лучше не настраивать против себя.

Во-вторых, найти правильный баланс в принятии внешнеполитических решений и выверенную внутриполитическую лексику важно и потому, что предстоящие выборы искажают фокус внешнего восприятия российской политики. Зарубежные политики и эксперты заняты по большей части разгадкой «шарады-2012». В этих обстоятельствах концентрация внимания Запада на российской внутриполитической жизни естественна и вовсе не свидетельствует о злонамеренности, стремлении вмешаться во внутренние дела или «поучить» нас демократии. Естественно и то, что меньше будут закрывать глаза на нарушения, которые бурно и открыто обсуждаются в российских СМИ и интернете. А те политики на Западе, которые ведут свою игру в дискурсе сдерживания России (а их немало), не преминут воспользоваться разложенными перед ними козырными картами. Отсюда и резолюция Европарламента. В этом году, видимо, увы, не последняя в своем роде.

Уместно заметить, что

затягивание «интриги-2012» не способствует ни стабильности работы чиновников и политиков, участвующих в процессе принятия внешнеполитических решений, ни собственно прогрессу в отношениях с зарубежными партнерами.

Тем более что в 2012 году выборы предстоят и в Соединенных Штатах.

Об успехах

В 2010 году удалось достичь серьезных внешнеполитических прорывов. Достаточно последовательные действия России в сочетании с внешними обстоятельствами (как ожидаемыми, так и случайными, в том числе трагическими) дали синергетический эффект. Перезагрузка в отношениях с Соединенными Штатами была дополнена перезагрузкой в отношениях с НАТО, Украиной, Польшей и — перед Новым годом — Латвией, прогрессом в отношениях с Европейским союзом, размораживанием отношений с Великобританией. Год триумфально завершила трудная ратификация США договора СНВ-3. Следует подчеркнуть и сдержанность российской реакции на то, что касалось ситуаций, способных резко обострить отношения с Западом. Ни один из ряда «шпионских скандалов», ни «казус Закаева», ни вызвавшие панику в дипломатических кругах ряда государств утечки информации интернет-сайта Wikileaks (их характеризовали даже как информационный терроризм) не оказали серьезного негативного воздействия на решение стратегических задач внешней политики страны. Парадоксально, но

достигнутые в 2010 году внешнеполитические прорывы не облегчают задачи, стоящие перед дипломатией. Во-первых, они эталонны, и отступление будет рассматриваться либо как неудача, либо, что хуже, как резкая смена курса.

Соответственной будет реакция внутри страны и за рубежом. Во-вторых, учитывая «фактор-2012», потребуются двойные усилия, сдержанность, воля, чтобы не реагировать на провокации (а их, как показывает начало года, будет достаточно). Поэтому реальная сверхзадача России в мировой политике в текущем году — закрепить действительно прорывные достижения.

О задачах

Для их реализации необходимы действия по двум направлениям — внешнему и внутреннему. Первое — собственно внешнеполитическое. Как показывает анализ-прогноз развития ситуации в основных регионах мира, внешние факторы и обстоятельства в 2011году, вероятно, будут менее благоприятными для российской внешней политики, чем в 2010-м

В Соединенных Штатах начинается подготовка к выборам 2012 года. Демократы в конгрессе, как и администрация Обамы в целом, будут находиться под жестким прессингом республиканцев, особенно учитывая сохраняющиеся в стране социально-экономические и финансовые проблемы. В этой ситуации прогресс в отношениях с Россией оценивается как один из наиболее выигрышных для президента Обамы элементов предвыборной кампании. Однако дальнейшее продвижение в российско-американских отношениях, как показывает опыт конца 2010 года, будет затруднено.

Сохраняется напряженность в потенциально конфликтных регионах, прежде всего на Ближнем Востоке и Южном Кавказе. России даже при взаимодействии с западными партнерами и институтами в устоявшихся форматах (например, по Ирану, Нагорному Карабаху) придется считаться с возможностью вспышек конфликтов. Отсюда предпосылки для обострения отношений со странами, которые являются российскими контрагентами в указанных регионах. Даже непродолжительные по времени сбои могут нанести этим отношениям существенный вред. С этой точки зрения

наиболее проблемными являются замороженные конфликты на постсоветском пространстве. Предсказуемо или достаточно неожиданно, они способны вызвать серьезные противоречия в российско-западном диалоге.

К предсказуемым моментам относятся вероятные переговоры по Приднестровью, в чем заинтересован Европейский союз (прежде всего Германия). Обострение на Южном Кавказе может возникнуть как из-за непредсказуемых шагов Михаила Саакашвили в отношении Абхазии и/или Южной Осетии, так и в силу действия внутриполитических факторов в Армении (с меньшей вероятностью — в Азербайджане), способных подтолкнуть к военному противостоянию в Нагорном Карабахе.

Значительное влияние на продвижение форматов перезагрузки будет оказывать прогресс или отсутствие такового по ключевым вопросам евроатлантической безопасности. Это касается как хода операции в Афганистане, так и динамики процессов контроля над вооружениями и разоружения, прежде всего возможностей сотрудничества в области ПРО.

В сложном переплетении проблем условием поддержания последовательного внешнеполитического курса является выбор базовых ориентиров. Как с точки зрения поставленных задач модернизации страны, так и в плане обеспечения безопасности и благоприятных внешних условий главным ориентиром представляется принятый курс на формирование «модернизационных альянсов», а шире — евроатлантического пространства развития и безопасности. В этих рамках и следует искать решения в лабиринте региональных задач.

В свою очередь, сопротивление созданию евроатлантического пространства развития и безопасности (как в России, так и на Западе) заставляет политиков и экспертов, которые поддерживают этот курс, искать «якорь» — общий долгосрочный комплексный проект стратегической значимости, могущий предотвратить и исключить откат в прошлое, а в перспективе обеспечить дальнейшее сближение. Без сомнения, в обозримой перспективе таким «якорем» является создание совместной системы противоракетной обороны. 2011 год будет иметь решающее значение для будущего данного проекта.

Задача сохранить положительную динамику в отношениях с основными партнерами на Западе и минимизировать воздействие на этот процесс «фактора-2012» чрезвычайно сложна. Однако в российской истории и в куда более трудных условиях были прецеденты ее успешного решения. Накануне Генуэзской конференции 1922 года, когда ставилась задача преодоления изоляции страны, Г. В. Чичерин писал В. И. Ленину: «Никакие наши заверения не рассеют опасений иностранного капитала. Он пойдет к нам только в том случае, если по общей нашей физиономии создаст себе убеждение в том, что идти к нам безопасно […], что наш курс на сделку с капиталом является прочной и длительной системой».

Такая постановка вопроса вполне актуальна и сегодня.

Опыт новых «центров силы» свидетельствует, что модернизация экономики через очень короткое время сталкивается с необходимостью параллельной социально-политической модернизации, в противном случае модернизационные процессы тормозятся.

В частности, социально-политическая модернизация как необходимое условие успешного позиционирования в качестве одного из мировых лидеров признается и планируется к реализации в скором будущем в Китае.

Речь идет не только и не столько о «ценностном» измерении, сколько о рационализации внутриполитических процессов и цивилизованном функционировании государственных и политических институтов с целью их приспособления к потребностям социально-экономической модернизации страны, укрепления позиций России как современного конкурентоспособного государства. Шаги в этом направлении, пристально отслеживаемые на Западе, являются наиболее эффективным инструментом в решении задач, стоящих перед российской внешней политикой в 2011 году.

Новости и материалы
Звезда «Мастера и Маргариты» рассказала, как у нее может упасть самооценка из-за сумки
В Китае обвинили НАТО в возникновении украинского кризиса
Бузова о госпитализации: «Самое страшное позади»
Шойгу отметил попытки США восстановить влияние в Центральной и Южной Азии
Госсекретарь США обеспокоился поддержкой Пекином Москвы
Неизвестные в масках бросили в квартиру уральца армейскую дымовую шашку
Клуб РПЛ лишился главного тренера из-за личных обстоятельств
Nokia выпустила новый кнопочный телефон с поддержкой 4G и USB-C
Стало известно, когда в Египте начнут принимать карты «Мир»
Матвиенко заявила о предпосылках «демографической весны» в России
Подполье сообщило об ударе по готовящимся к вторжению в РФ военным ВСУ
Первый замглавы Оренбурга написал заявление на увольнение
Жена звезды «Адской кухни» привела двухлетнюю дочь на маникюр, несмотря на критику
Мусагалиев потерял сознание после операции на носу
Министры обороны РФ и Киргизии подписали несколько соглашений
Названы лучшие модели MacBook в 2024 году
У московского школьника украли часы за 1,5 млн рублей
Международный мониторинговый центр в Карабахе закрылся
Все новости