Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В звездный путь

Что еще стоит вернуть в школу, кроме часов по астрономии

Новый министр образования пообещала обязательно вернуть в школьную программу астрономию — предмет, который считается лучшей прививкой от религиозного фанатизма и мракобесия. Этот шаг министра, как и обещание не нагружать школьников новыми часами по изучению «закона Божьего», наверняка оценят те, кто с тревогой наблюдает за стремительной архаизацией общества. Если, конечно, преподаватели астрономии окажутся более талантливыми, чем учителя по «Основам православной культуры».

Предложение Ольги Васильевой вернуть в школы астрономию выглядит сенсационным именно здесь и сейчас, в современной России. Где, как мы помним, в последние годы в Уголовном кодексе появилась статья «за оскорбление прав верующих», православные активисты громят выставки современного искусства, а РПЦ активно продвигает проект преподавания в школах «Основ православной культуры» с 1-го по 11-й класс, от которого, впрочем, наша система образования в итоге отказалась.

С астрономическим образованием в России сложилась парадоксальная ситуация. В XXI веке в стране, которая первой отправила человека в космос, астрономия четверть века назад фактически оказалась выдавленной из школы как ненужный предмет.

Изучение других естественных наук также сведено к минимуму — неудивительно, что научная безграмотность значительной части населения просто зашкаливает. При этом в мире именно сейчас происходит быстрое развитие прикладной астрономии и астрофизики, но Россия, к сожалению, в этих отраслях далеко не в первых рядах.

Конечно, при возвращении в школы астрономии возникнут сложности. Сейчас нет ни хороших методических материалов, ни времени на уроки, ни достаточной мотивации. А главное — крайне мало преподавателей, готовых увлечь школьников этим предметом, который не только помогает распознавать созвездия в ночном небе, но и дает представление об устройстве мира, о месте человека во вселенной, учит мечтать о высоком… Впрочем, талантливых педагогов в наших школах мало и по многим другим предметам — если новый министр придумает, как привлечь их в систему школьного образования, это будет настоящий прорыв.

Но это лишь первый шаг.

В школьной программе сегодня вообще крайне мало предметов, обучающих самостоятельному мышлению.

Но двигать вперед науку, а вместе с ней не только сырьевую экономику могут лишь люди, связно и критически мыслящие. Когда сегодня говорят, что во власти у нас сплошь тактики, а не стратеги, — это тоже признак дефицита в стране людей, которые способны просчитывать решения на три шага вперед. Если в российские школы помимо астрономии вернуть, например, логику — число их могло бы со временем возрасти. Именно этот предмет позволяет решать сложные задачи и искать неочевидные решения в самых разных областях: от культуры до политики.

Логику преподавали в российских школах и вузах, причем на довольно серьезном уровне, до 1917 года. Большевики этот предмет запретили, что, в общем, понятно — то, что произошло с огромной страной, явно не укладывалось ни в какие логические законы. Как и сегодня многие процессы в стране ставят в тупик людей, мыслящих рационально.

Удивительнее то, что преподавание логики и психологии в порядке эксперимента вернули во многие советские школы после Великой Отечественной, в 1947-м. По одной из версий, кто-то внушил Сталину, что наши потери в войну были бы много меньше, умей наши военачальники рассуждать последовательно. Да и при восстановлении разрушенного народного хозяйства понадобятся специалисты, умеющие мыслить масштабно.

Впрочем, пришедший к власти Хрущев этот эксперимент быстро свернул. И сегодня людей, которые умеют устанавливать взаимосвязи между фактами и событиями, а не тех, что воспринимают лишь готовые сюжеты со сделанным за них выводом вроде картинки на телеэкране, в России явно не хватает.

С одной стороны, малообразованными гражданами управлять легче, они многое принимают на веру, не задумываясь над доказательствами. Только внуши им, что вся власть от бога — и никакие выборы не страшны. С другой, как говорят в том же Роскосмосе, который давно лоббировал идею возвращения в школьную программу часов по астрономии, дети перестали мечтать о звездах.

Никто не хочет покорять космос, все жаждут сидеть на «трубе». При том, что сырьевая экономика — день вчерашний. А в завтрашний попадут только те страны, чьи граждане окажутся конкурентоспособны в наукоемких технологиях.

Вот тут перед руководителями страны и возникает дилемма. На выборах представителям власти куда милее граждане, не отягощенные лишними знаниями и сомнениями, а в перерывах между избирательными кампаниями куда больше пользы приносят стране те, кто умеет думать, творить, изобретать. В принципе, они вполне себе могут мирно сосуществовать, если не натравливать их специально друг на друга ради решения каких-то политических задач. Тот, кто видит в небе звезды и далекие миры, никак не мешает тому, кто видит там Бога. И наоборот.

Все остальное — от лукавых политиков.

Новости и материалы
Мостовой рассказал, что живет 30 лет на уколах
Илзе Лиепа подала в суд на бывшего мужа
В Белом доме рассказали о помощи США Израилю
В Китае назвали самую горячую точку конфликта на Украине
Нетаньяху поздравил Путина с Днем Победы
Ученые выяснили, зачем некоторые змеи мажут себя кровью и калом
Звезда «Ворониных» ответила на осуждение Водонаевой: «Стыдобища»
Зеленский пожаловался на недостаточные поставки западного оружия Украине
Анна Семенович рассказала о побочке «русского Оземпика»
ОПЕК перестанет публиковать прогнозы спроса на нефть
Пашинян не ответил на требование оппозиции
Бывшая жена Гуфа показала, что рэпер подарил их дочери
Названа порода кошек, живущая дольше остальных
Лукашенко положительно отозвался о параде Победы в Москве
Сменился фаворит гонки за «Золотой мяч — 2024»
Захарова отреагировала на слова Туска о солдатах НАТО на Украине
Ученые назвали причину глобального распространения суперсальмонеллы
Моуринью назвал дату своего ухода из футбола
Все новости