Креативный вайфай

Василий Жарков о том, почему в борьбе за умы студентов вузовские преподаватели все чаще проигрывают интернету

Зимняя сессия в самом разгаре. Кто-то давно все сдал «автоматом». Кто-то уже думает о пересдаче. Особым успехом среди молодых людей пользуются девушки, аккуратно писавшие конспекты в течение семестра. Сарафанный рейтинг оценивает свирепость преподавателей. Деканаты тоннами печатают экзаменационные ведомости.

А сколько всего надо держать в голове студентам!

Кажется, ни в какие другие дни учащиеся не говорят так много об учебе.

«Я матанализ сдала с первого раза». «А я культуру речи… завалил». «Представляешь, он меня спросил, кто был учеником Платона. Я сказал, что, наверное, Герасим, который еще в бочке жил на берегу озера, а потом в этом озере собаку свою утопил. А он, прикинь, смеялся минут пять, но тройку ставить не стал, зануда».

Студенты, как и преподаватели, бывают разные, каждый со своим подходом. Аккуратные и немногословные барышни высиживают оценку в течение семестра, словно наседки. На всех занятиях была, конспекты лекций в порядке, записывала слово в слово — очень удивляется и обижается, если не ставишь «отлично». В особо крайнем случае давит на жалость: «Мне скидки на плату за обучение не дадут!»

Иначе ведут себя «деловые». Они уже где-то работают, чем очень горды. Типичный ответ: «У меня работа! В офисе, понимаете? Мне начальник сказал работать сверхурочно». Почему-то это считается оправданием любой академической задолженности. Своя логика в этом, наверное, есть: раз человек работает, значит, место в обществе тем или иным образом приобретено, зачем еще учиться-то?

Мой самый любимый тип студента — непутевые шалопаи.

Непутевость вообще наше российское национальное кредо.

Какие у них милые легенды! «Ой, я думал, надо сдавать послезавтра, и сегодня еще ничего не выучил, можно я к вам послезавтра приду?» «Я все учил, вот только как называется столица Хорватии, не помню, можно я вам лучше про Египет расскажу, я там дайвингом три года занимался». «Вы меня не спрашивайте об этом, пожалуйста, я Макса Вебера не люблю, поэтому никогда его и не читал».

Временами эти бесхитростные уловки переходят в откровенный цинизм. «Вы знаете, я этот реферат только этой ночью написала, прочитать еще не успела, поэтому что в нем написано, не знаю» — эта фраза одной студентки одного коммерческого вуза из «новых» останется со мною на всю жизнь.

Кое-что, конечно, меняется в новом поколении. Прогресс, как известно, не стоит на месте. Появление смартфонов и вайфая оставило шпаргалки в далеком прошлом. В перестроечные времена умный и потому не лишенный чувства юмора профессор-либерал за качественную шпаргалку мог и пятерку поставить: «Это же какая работа проделана — лучше всякого конспекта!» А теперь на семинаре, к которому было задано прочитать текст «Повести временных лет» или любого другого источника, народ судорожно тычет пальцем в девайсы. Кто-то сгоряча даже «лайкнул» Гоббса. И только наиболее продвинутые по старинке роются в сделанных от руки конспектах.

Впрочем, хоть в чем-то мы должны быть впереди планеты всей. Есть такое модное словечко — «паблик спейс».

Поставлена задача развивать всякие «креативные среды», особенно в университетах.

Лучший способ сделать это, не вкладываясь в развитие нормальной инфраструктуры, — подключить скоростной и бесплатный вайфай. Дешево, и главное, больше ничего никому не нужно. Нигде в Европе, к слову сказать, мне не приходилось видеть так много студентов и школьников, уткнувшихся в смартфоны или планшеты. Вайфай у нас, пожалуй, самый быстрый и самый бесплатный в мире. Почти как бесплатные образование и медицина в прежние времена. Вот только прочитать текст длиннее поста в фейсбуке для новых генераций становится проблемой, не говоря уже о том, чтобы написать.

Учебная сверхзадача в эпоху диджитал — научиться самостоятельно формулировать развернутую фразу по обсуждаемой теме.

И хоть что-нибудь хотя бы изредка держать в голове, не полагаясь на компьютерную память. Увы, в большинстве случаев после прослушанной лекции, как говорит один коллега, наши студенты нажимают кнопку «Delete» в своей голове. Зачем держать столько файлов на жестком диске, если все всегда можно скопировать из «Википедии».

Преподаватель отчаянно борется с интернетом за право быть основным источником информации. Тот факт, что любое академическое знание начинается с книги, которую нужно прочитать и отрефлексировать самостоятельно, в XXI веке, кажется, полностью позабыт. Книги и каменные топоры — это где-то в доисторическом прошлом. И если вы хотите найти самое тихое место в университете — не раздумывая ступайте в библиотеку. Есть шанс, что весь день вы проведете там в полном одиночестве.

Ну может быть, в сессию в библиотеках чуть более оживленно. Надо же, в конце концов, узнать, какого цвета учебник. Впрочем, сессия скоро закончится. Сколько бы ни пугали в деканате, вряд ли по ее итогам кого-нибудь в самом деле отчислят. «Только дурак не поступит на истфак, ну а выгнать дурака не поднимется рука» — эту старую поговорку истфака МГПИ им. Ленина наши гуманитарные вузы реализуют в своей практике, пожалуй, лучше всего остального.

Каникулы пролетят незаметно. А дальше — очередной семестр. Преподаватель, давно уставший кочующий комедиант, из недели в неделю будет давать свои номера в разных концах города, на большой перемене перечитывая конспекты в качестве сценария и грустно поправляя нехитрый грим. Пока зрители бодро устремились в буфет.