Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

«Одинокий остров» (Ьksik saar, Пеэтер Симм)
«Духless» (Dukhless, Роман Прыгунов)
«80 миллионов» (80 Millionow, Вальдемар Кшистек)
«Апостол» (O Apуstolo, Фернандо Кортисо)
«Aдское пламя» (Jioghwa, Ли Сан У)
«Взрослея вместе с ветром» (Growing in the Wind, Рахбар Ганбари)
«Вишенка на гранатовом дереве» (Shi Liu Shu Shang Ошу ying Tao, Чэнь Ли)
«Все копы - ублюдки» (A.C.A.B., Стефано Соллима)
«Голая бухта» (Vuosaari, Аку Лоухимиес)
«Гольфстрим под айсбергом» (Golfstrim pod aysbergom, Евгений Пашкевич)
«Дверь» (Az ajtу, Иштван Сабо)
«Июль» (Krapetz, Кирил Станков)
«Людоед-вегетарианец» (Ljudozder Vegetarijanac, Бранко Шмидт)
«Орда» (Orda, Андрей Прошкин)
«Отбросы» (Junkhearts, Тиндж Кришнан)
«Последняя сказка Риты» (Poslednyaya skazka Rity, Рената Литвинова)
«Присутствие великолепия» (Magnifica Presenza, Ферзан Озпетек)
«Срок годности» (Fecha de caducidad, Кения Маркес)
«Возлюбленные» (Les biens-amis, Кристоф Оноре)
«Одинокий остров» (Ьksik saar, Пеэтер Симм)
«Духless» (Dukhless, Роман Прыгунов)
«80 миллионов» (80 Millionow, Вальдемар Кшистек)
«Апостол» (O Apуstolo, Фернандо Кортисо)
«Aдское пламя» (Jioghwa, Ли Сан У)
«Взрослея вместе с ветром» (Growing in the Wind, Рахбар Ганбари)
«Вишенка на гранатовом дереве» (Shi Liu Shu Shang Ошу ying Tao, Чэнь Ли)
«Все копы - ублюдки» (A.C.A.B., Стефано Соллима)
«Голая бухта» (Vuosaari, Аку Лоухимиес)
«Гольфстрим под айсбергом» (Golfstrim pod aysbergom, Евгений Пашкевич)
«Дверь» (Az ajtу, Иштван Сабо)
«Июль» (Krapetz, Кирил Станков)
«Людоед-вегетарианец» (Ljudozder Vegetarijanac, Бранко Шмидт)
«Орда» (Orda, Андрей Прошкин)
«Отбросы» (Junkhearts, Тиндж Кришнан)
«Последняя сказка Риты» (Poslednyaya skazka Rity, Рената Литвинова)
«Присутствие великолепия» (Magnifica Presenza, Ферзан Озпетек)
«Срок годности» (Fecha de caducidad, Кения Маркес)
«Возлюбленные» (Les biens-amis, Кристоф Оноре)
  • «Одинокий остров» (Ьksik saar, Пеэтер Симм)
  • «Духless» (Dukhless, Роман Прыгунов)
  • «80 миллионов» (80 Millionow, Вальдемар Кшистек)
  • «Апостол» (O Apуstolo, Фернандо Кортисо)
  • «Aдское пламя» (Jioghwa, Ли Сан У)
  • «Взрослея вместе с ветром» (Growing in the Wind, Рахбар Ганбари)
  • «Вишенка на гранатовом дереве» (Shi Liu Shu Shang Ошу ying Tao, Чэнь Ли)
  • «Все копы - ублюдки» (A.C.A.B., Стефано Соллима)
  • «Голая бухта» (Vuosaari, Аку Лоухимиес)
  • «Гольфстрим под айсбергом» (Golfstrim pod aysbergom, Евгений Пашкевич)
  • «Дверь» (Az ajtу, Иштван Сабо)
  • «Июль» (Krapetz, Кирил Станков)
  • «Людоед-вегетарианец» (Ljudozder Vegetarijanac, Бранко Шмидт)
  • «Орда» (Orda, Андрей Прошкин)
  • «Отбросы» (Junkhearts, Тиндж Кришнан)
  • «Последняя сказка Риты» (Poslednyaya skazka Rity, Рената Литвинова)
  • «Присутствие великолепия» (Magnifica Presenza, Ферзан Озпетек)
  • «Срок годности» (Fecha de caducidad, Кения Маркес)
  • «Возлюбленные» (Les biens-amis, Кристоф Оноре)
1 19

Собрались с «Духless»

34-й ММКФ откроется фильмом по роману Сергея Минаева

Владимир Лященко

21 июня показом фильма «Духless» Романа Прыгунова открывается 34-й Московский международный кинофестиваль. В конкурсе - Иштван Сабо, Рената Литвинова и Андрей Прошкин, во внеконкурсных программах — Каракс, Лоуч, Мунджиу, и лучшее немецкое и американское кино за сто лет.

По предварительным раскладам, 34-й Московский международный кинофестиваль мало чем отличается от 33-го. На 17 фильмов в основной конкурсной программе приходится всего три известных имени, из которых два — русские режиссеры Рената Литвинова и Андрей Прошкин, а одно принадлежит почтенному венгерскому классику Иштвану Сабо. Представительный набор кинолент из программ главных европейских фестивалей во внеконкурсной программе «8 ½ фильмов».

Интересные находки в других программах и робкая надежда на то, что и в конкурсе может случиться новый Явор Гырдев.

Его невероятной красоты «Дзифт» получил в 2008 году «Серебряного Георгия» за режиссуру, а в этом году болгарский кинематографист оказался в жюри основного конкурса с другими участниками прошлых лет: россиянином Сергеем Лобаном и французом Жаном-Марком Барром. Возглавляет жюри бразилец Эктор Бабенко, получить представление о котором можно по ретроспективе его фильмов на фестивале. Две другие ретроспективы в этом году будут посвящены творчеству классика Эрнста Любича и малоизвестного у нас гонконгского режиссера Юньфаня.

Не изменилась и главная площадка фестиваля — кинотеатр «Октябрь». Все фестивали, у которых нет дворцов, мечтают о них. Мечтают о фестивальном дворце в Сочи организаторы «Кинотавра», мечтает о фестивальном дворце в Москве бессменный президент ММКФ Никита Сергеевич Михалков. Временным дворцом последнему служит «Октябрь», куда в этом году из «Пушкинского» перенесли и церемонии открытия и закрытия.

Но это не родной дом — к тому же в отсутствие парадной лестницы «Пушкинского» красную ковровую дорожку постелят вдоль фасада кинотеатра на Новом Арбате, и гости проследуют по ней примерно от паба и хинкальной в не самое вместительное и удобное фойе.

Все это чисто технические заботы фестиваля, но и они складываются в общую картину. Билеты с указанными на них местами и зрители, которых не только запускают в зал через 30 минут после начала фильма, но которые с этими билетами в руках пробираются в самый центр, чтобы поднять уже сидящих там. Киномеханики, забывающие поправлять сбивающиеся рамки. Киноаппараты, подъедающие пленку.

Но каким бы ни было значение фестиваля в международном контексте и качество его организации, в большом количестве программ набирается вполне приличное для девяти дней количество фильмов, которые следует посмотреть на большом экране.

Уже помянутой программы «8 ½ фильмов» хватит на восемь вечеров, один из которых, правда, совпадает с выходом картины в прокат: «Королевство полной луны» Уэса Андерсона с 21 июня можно увидеть не только на фестивале.

Зато в каннском багаже имеются «Holy Motors» француза Леоса Каракса про метафизическое путешествие в лимузине, «Рай. Любовь» австрийца Ульриха Зайдля про европейских секс-туристок в Кении, «Доля ангелов» англичанина Кена Лоуча про шотландского гопника и виски. Плюс «За холмами» румына Кристиана Мунджиу: на получившую в Канне призы за сценарий и лучшую женскую роль ленту про изгнание бесов из лесбиянки в последний момент заменили фильм Мишеля Гондри. Плюс «Снежный город» Джастина Курцеля про суровые нравы австралийских борцов с извращенностью — фильм из программы «Неделя критики» того же Каннского кинофестиваля.

Разбавляет влияние Лазурного Берега документальная картина Мэтью Эйкерса «Марина Абрамович: В присутствии художника»

про одну из самых важных фигур в современном искусстве (приз зрительских симпатий в Берлине) и «Замочная скважина» Гая Мэддина: очередная фантасмагория визионера из Виннипега про то, как человек по имени Улисс бродит по дому в поисках жены.

Смотреть на большом экране программу «Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию», в которой представленная история отдельно взятой национальной кинематографии за 100 лет, такой же беспроигрышный вариант. Год 1919-й: шедевр немецкого экспрессионизма «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине. Год 1931-й: триллер Фрица Ланга про поиски детоубийцы «М». Год 1940-й: «Еврей Зюсс» Файта Харлана — один из любимых фильмов Йозефа Геббельса. Год 1958-й: «Мы — дети чуда» Курта Хоффмана про две судьбы в нацистской Германии. Год 1964-й: «Расколотое небо» Конрада Вольфа — восточно-германское кино в духе французской «новой волны» про любовь и разделение страны.

Год 1977-й: альманах «Германия осенью», в котором участвовали Фассбиндер, Шлёндорф и другие, про два месяца активности террористов из RAF. Год 1983-й: «Классовые отношения» Жана-Мари Штрауба и Даниэля Юйе по незавершенной «Америке» Франца Кафки. Год 1998-й: «Быстро и без боли» Фатиха Акина про интернациональную бандитскую бригаду в Гамбурге. Год 2007-й: «После полудня» Ангелы Шанелек — чеховская «Чайка» в современной Германии. И послесловием — документальный фильм о том, как один из фильмов программы, изменил не только жизнь режиссера, но и его потомков «Харлан: В тени «Еврея Зюсса».

Компания Universal Pictures покажет несколько своих хитов и ранних фильмов творцов «Нового Голливуда», в том числе «Разорванный занавес» Альфреда Хичкока, «Спартака» Стэнли Кубрика, «Американские граффити» Джорджа Лукаса, «Шугарлендский экспресс» Стивена Спилберга и «Последний фильм» Денниса Хоппера, после которого беспечного ездока не подпускали к режиссуре лет десять.

По другим программам разбросаны разновеликие радости. В «Третьих измерениях» покажут «Харакири: Смерть самурая» Такаси Миикэ — 3D-ремейк классического фильма Масаки Кобаяси — и несколько советских стереоскопических (то есть то же 3D) кинолент. Например, снятую в 1954-м Сергеем Сиделевым экранизацию оперы Сергея Рахманинова «Алеко» и видовой фильм-прогулку по Парку Горького начала 1950-х «В аллеях парка».

В программе «Вокруг света» покажут пронзительную японскую историю любви на фоне землетрясения «Химидзу» Сиона Соно, египетскую драму о решительной женщине на фоне волнений Арабской весны «После битвы» Юсри Насраллы и драму о менее решительной женщине на фоне 1980-х в ГДР «Барбара» Кристиана Петцольда. В программу «Хорошие, плохие, злые» попал фильм «Четыре солнца» чешского режиссера Богдана Сломы про то, как марихуана, духовные поиски и общение с панками влияют на семью аутсайдеров.

Одной из Гала-премьер фестиваля станет «Железное небо» Тимо Вуоренсолы — снятый на собранные в интернете финский фильм про то, как нацисты спрятались на Луне, а теперь готовят вторжение на Землю.

Взгляд на ММКФ, как на ворох фильмов вокруг одной из внеконкурсных программ и ретроспектив, наверное, может показаться не самым лицеприятным, но если рекомендовать что-то к просмотру тем, кто не был в Канне и на других европейских киносмотрах в этом и прошлом годах, то это именно эти картины.