Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В лучшем цвете

«Параджанов. Выставка цвета граната» в cтоличной галерее «На Солянке»

«Параджанов. Выставка цвета граната» — cтоличная галерея «На Солянке» показывает мультимедийный проект-оммаж к 90-летию знаменитого художника и кинорежиссера.

Хотя Сергея Параджанова принято называть легендой, его произведения знакомы широкой публике, в общем, только понаслышке. Его фильмы в эпоху торрентов стали общедоступными, а вот произведения изобразительного искусства периодически можно видеть на выставках, по крайней мере в Москве. Последняя из них проходила полтора года назад в Новом Манеже, где была представлена часть фондов ереванского музея Параджанова. Этот же музей был подключен и к созданию нынешней экспозиции в галерее «На Солянке». Памятуя об относительно недавней московской гастроли, устроители выбрали для показа другие работы, так что зритель не рискует столкнуться с эффектом дежавю. Да и формат «Выставки цвета граната» таков, что вряд ли она перепутается в памяти с предыдущими проектами на тему творчества Параджанова.

Вместо персонального показа, более или менее оригинального, — мини-фестиваль визуальных искусств. Фигура заглавного героя помещена, конечно, в центре здешней сценографии, но все же Параджанов оказывается далеко не единственным участником действа. Его фильмы, рисунки, коллажи, ассамбляжи – это ядро проекта, заключенное в оболочку из парафразов и ассоциаций. Некоторые из них довольно очевидны,

например не вызывает особых вопросов видеонарезка из картин Александра Довженко, Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Отара Иоселиани, Пьера Паоло Пазолини, Терренса Малика и других режиссеров.

Кто-то повлиял на формирование стиля Параджанова, кто-то использовал его собственные находки – в этом полиэкранном калейдоскопе, созданном при участии Музея кино, не так уж трудно разобраться даже при поверхностном знании истории экранной культуры. Куда более прихотливыми кажутся связи, протянутые от творчества художника и режиссера к работам сегодняшних видеоартистов. Химические мутации кинопленки, зарытой в землю британской художницей индийского происхождения Алией Сайед, постановочная фантасмагория другой уроженки Мумбая Тежал Шах, этнографические мистерии от казашки Альмагуль Менлибаевой и дагестанки Таус Махачевой – подобные мотивы, на первый взгляд, уводят достаточно далеко от параджановского наследия. Однако они все же могут считаться «легитимными», если трактовать их с позиций языка киноживописи.

Воздействие эстетики Сергея Параджанова может быть очень косвенным, порой не вполне даже осознаваемым автором, что не означает, будто такого воздействия не существовало.

Скрытых и явных цитат хватает и в антураже выставочных залов. Временами этот барочный ориентализм в виде постановочных натюрмортов начинает даже конкурировать с работами юбиляра. Но стоит к ним чуть внимательнее приглядеться, как декорации перестают отвлекать от главного. Все-таки Сергей Параджанов обладал невероятным талантом к волшебному пересозданию бытовой реальности, и эта его способность открывается буквально в каждой вещице, к которой он притрагивался. Его эклектика всегда оказывается на удивление складной, а парадоксы – чрезвычайно острыми и точными. Разумеется, это ощутимо и в фильмах, но все же они были плодами коллективного труда, что само по себе накладывает определенные ограничения на авторскую фантазию, даже если не вспоминать о цензуре. А в своем рукоделии Сергей Иосифович был свободен безгранично.

Непринужденность свободной мысли, легкость импровизации – наверно, самое главное, от чего можно получить удовольствие на выставке, при всей ее сложносочиненности.

Разумеется, она не обошлась без биографических материалов. В первую очередь следует, пожалуй, упомянуть малоизвестные фотографии Юрия Мечитова.

Когда-то Параджанов сказал начинающему хроникеру: «Хочешь стать великим – снимай великих. Снимай меня».

Из этой шутки не без доли шутки родилась портретная фотосерия, часть которой экспонирована в галерее «На Солянке». А еще здесь можно услышать прямую речь маэстро – фрагмент одного из последних его интервью. Это аудио производит почти гипнотическое впечатление. Все-таки не зря Параджанова называли гением: чтобы это понять, можно даже обойтись без просмотра его кинолент. Хотя лучше не обходиться. Надо бы при случае снова пересмотреть «Цвет граната» и «Легенду о Сурамской крепости».

Новости и материалы
Врачи оценили необходимость «уголовки» для антипрививочников
Теннисистка Андреева побила рекорд турниров WTA-1000
Эксперт рассказал, что в украинском конфликте вызвало панику на Западе
В МИД РФ прокомментировали надежность российского ядерного сдерживания
Екатеринбуржца вывезли в лес, украли у него деньги и оформили кредит
Булыкин сравнил шансы «Зенита» и «Краснодара» в борьбе за титул РПЛ
США не будут вводить санкции против ЦАХАЛ, несмотря на нарушения прав человека в Палестине
Певица Жасмин показала фото со свадьбы сына, на которую потратили более 10 млн рублей
Серега рассказал, что поменял бы в творчестве Shaman
Матч между ЦСКА и «Спартаком» назвали бездарным зрелищем
Названа стоимость нового кроссовера Duster
В ЦБ РФ назвали последствия выдачи «бесплатных денег» отдельным отраслям экономики
Москвичей предупредили о похолодании в начале мая
Набиуллина сообщила, как ЦБ собирается бороться с мисселингом
В Коми полицейские заставляли невиновных писать явки с повинной и «раскрыли» так 16 дел
Польский генерал сообщил об одной из главных целей ВС РФ на Украине
Россиянка дала соседке телефон для вызова скорой, но та его продала
Эминем планирует избавиться от своего альтер эго в новом альбоме
Все новости