Штрафник для Касимова

Завершаются съемки сериала «Штрафник»

Почти случайное знакомство, МГБ против УГРО и фронтовик, который должен стать своим в банде, — Олег Фомин завершает съемки детективного сериала о послевоенном времени «Штрафник».

Послевоенный ресторан

Марина (Екатерина Волкова) сидит в кафе «Чайная роза» в компании с офицером и, скучая, смотрит по сторонам. Когда в зал входит Игнат (Кирилл Сафонов), она просит своего спутника подождать ее в фойе, а сама жалуется новому знакомому на приставания кавалера. Это игра — Игнат ей интересен в качестве новой игрушки, и он, кажется, понимает это, но соглашается помочь.

Сцена повторяется еще и еще, пока эмоции героев не удовлетворяют режиссера, после чего звучит команда «Мотор».

Затем этот же эпизод снимается с других ракурсов — и снова после многочисленных репетиций. Само кафе ограничено всего одной комнатой — для съемок выбран находящийся в ремонте ресторан в Москве, недалеко от станции метро «Таганская», так что реквизитору будет легко найти соленый огурец, который вдруг потребовала — в промежутке между репетициями — актриса.

Кинокомпания Star Media заканчивает съемки детективного сериала «Штрафник».

Он снимается для Первого канала, но когда состоится его премьера на телевидении — неизвестно. По сюжету фильма капитан Игнат Белов (Кирилл Сафонов) возвращается после демобилизации из армии. Он встречается с другом детства Сычом (Константин Гацалов), и тот пытается привлечь старого товарища к ограблению. В итоге Сыч получает ценности, а Игнат оказывается в милиции за преступление, от которого пытался отговорить друга. И теперь у него один выход, который ему предлагает начальник УГРО Тимошенко (Константин Милованов), — внедриться в банду Горелого (Максим Дрозд) и вернуть украденное. Но разоблачение бандитов идет, на взгляд начальства, медленно, и куратором операции назначается майор МГБ Пеникер (Олег Фомин).

Актеры и роли

Актер и режиссер Олег Фомин также стал и постановщиком «Штрафника».

«Продюсеры не хотели давать мне эту роль, настаивали на другой. Но эта была мне неинтересна. Я иногда руководствуюсь в выборе проектов этим обстоятельством: если в фильме есть что сыграть, то мне сценарий уже нравится», — рассказал Фомин.

Он сказал, что выбрал именно этого героя, довольно злобного, бьющего свою жену, потому что в фильме нужен был сильный противовес главному герою.

«Если существует главный герой, то зло, то, с чем он борется, должно соответствовать этому герою. И я думаю, что Фомин с этой ролью справится», — заключил он.

Марину, жену Пеникера, сыграла Екатерина Волкова, которая сотрудничала с Фоминым давно, они вместе работали над несколькими картинами.

«Я ее называю Маринка — она очень бедовая девушка, жена большого начальника в МГБ, сама водит машину, в чем-то даже нимфоманка, — рассказывает Волкова. — Не знаю, с чем это связано, наверное, с ее неудовлетворенностью мужем. Она считает, что муж занят поисками преступников и не уделяет ей достаточного внимания. Хотя она живет в полном достатке, имеет определенные привилегии. Но ей нужен мужчина, который мог бы ее подавить. А Пеникер на это не способен».

По словам актрисы, ее героиня все время ищет жертву, считая, что ей отказывать нельзя, а тем, кто ей отказывает, она жестоко мстит. Одной из жертв Марины станет и Игнат — именно сцену их знакомства и снимали в этот день.

КГБ можно показывать по-разному, считает Фомин.

«У меня есть фильм «КГБ в смокинге», за который у меня куча благодарностей от бывших и действующих сотрудников, — напомнил он. — Я никогда не очерняю людей, которые верны присяге. Сволочей среди таких нет, есть условия, в которых они существуют, и законы времени, в котором они живут».

Его персонаж, по мнению режиссера, имеет свои слабости и комплексы.

«У него их миллион, но это никак не относится к его работе, и то, что его иногда зашкаливает, — это человеческие вещи. А по большому счету он просто выполняет свою работу», — отметил Фомин.

Почему не Москва

Всего для съемок проекта было использовано более 100 объектов, рассказывает Денис Константинов, исполнительный продюсер сериала. Часть из них выстраивалась в павильонах, часть снималась в Москве, например на Рижском вокзале или в находящемся на ремонте ресторане, который стараниями кинематографистов приобрел определенный лоск, разумеется, подходящий для послевоенного времени.

Основное место действия сериала — небольшой город — нашли в Касимове Рязанской области, который, по словам Константинова, оказался очень благодатным для съемок.

«Послевоенную натуру в Москве уже найти невозможно, а потому художники-постановщики выискивают объекты в маленьких российских городах, — объяснил Константинов выбор Касимова. — Этот город очень благодатный для съемок, со своей историей, со своими традициями».

В расположенном неподалеку поселке городского типа Гусь-Железный съемочная группа нашла локации для подземелья, барского дома, а на бывшем артиллерийском заводе снимали артиллерийские склады. А чтобы снять карцер МГБ, кинематографисты отправились в Ярославль — там находится царская тюрьма, в которой сидел Солженицын.

Фомин о «Штрафнике»

По словам Фомина, аналогии можно провести между «Штрафником» и «Местом встречи изменить нельзя», «Ликвидацией». «Чем угодно. В кино все придумано до нас, так что вопрос только в том, кто и как рассказывает свою историю», — добавил он.

«46-й год — это время моих родителей, моих бабушек и дедушек, их история тесно связана с войной и послевоенным временем: бабушка прошла гестапо, Освенцим, Дахау, мама прошла через детдома, — рассказал режиссер о времени, в котором происходит действие в сериале. — Так что мне помогли их рассказы — чем, например, торговали на рынке или как зазывали покупателей».

Снимать фильм, по его словам, было трудно, но не из-за влияния кризиса.

«Если у тебя нет двух миллионов долларов, то не надо и изображать их на экране, — отметил режиссер.

— Не можешь показать Эйфелеву башню — не показывай, значит, можно справиться и без этого. Главное — рассказать историю».

Он отметил, что даже при безумных бюджетах выходят абсолютно несмотрибельные картины. И исходя из своего 35-летнего опыта в кино (он начал сниматься как актер в начале 1980-х), Фомин заключил, что для реального производства нужны только камера и артист.

Картина дня