Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Гений со странностями: как Альфред Хичкок изменил кинематограф

Странные шутки и выдающийся талант: каким был Альфред Хичкок

Ровно 120 лет назад, 13 августа 1899 года, родился культовый режиссер Альфред Хичкок. «Газета.Ru» рассказывает о фобиях, странностях и своеобразном чувстве юмора великого постановщика — а также о том, как он повлиял на мировой кинематограф.

Хичкок как режиссер

Вклад Альфреда Хичкока в мировой кинематограф невозможно переоценить — и в данном случае это ни разу не бессмысленное клише, употребляемое по поводу и без. За свою продолжительную карьеру режиссер создал более 70 кино- и ТВ-произведений, сделал «оскароносными» восьмерых актеров, при этом сам так и остался без заветной награды — лишь незадолго до смерти он получил «утешительный» приз от Американской киноакадемии (Премию имени Ирвинга Тальберга, вручаемую за выдающийся вклад в развитие кинопроизводства).

Впрочем, какие-то официальные почести Хичкоку, произведенному британской королевой Елизаветой II в рыцари, были не то чтобы очень нужны: куда более настоящей оценкой творчества кинематографиста были восторженные отзывы зрителей, его непоколебимый статус в Голливуде и, конечно же, бесчисленное множество последователей, учившихся на лентах британца, пытавшихся ему подрожать, а также развивавших его революционные идеи и приемы.

Хичкок известен как «мастер саспенса» — данный термин, употребляющийся в английской речи для объяснения тревожного состояния, прочно вошел в мировой кинематограф именно благодаря автору «В случае убийства набирайте «М».

В отличие от своих современников Хичкок, признававшийся, что не понимает, как у зрителей получается смотреть и наслаждаться его картинами (мол, они слишком уж пугающие и действуют на психику), не пытался создавать экранный ужас топорными, примитивными способами, но умел формировать перманентное напряжение и ощущение беспокойства, которые вынуждали зрителей буквально вживаться в происходящее на экране.

Кадр из фильма «Птицы» (1963)
Кадр из фильма «На север через северо-запад» (1959)
Кадр из фильма «Психо» (1960)
Кадр из фильма «Головокружение» (1958)
Кадр из фильма «Окно во двор» (1954)
Кадр из фильма «Человек, который слишком много знал» (1955)
Кадр из фильма «Марни» (1964)
Кадр из фильма «В случае убийства набирайте «М» (1954)
Кадр из фильма «Ребекка» (1940)
Кадр из фильма «Веревка» (1948)
Альфред Хичкок
Кадр из фильма «Птицы» (1963)
Кадр из фильма «На север через северо-запад» (1959)
Кадр из фильма «Психо» (1960)
Кадр из фильма «Головокружение» (1958)
Кадр из фильма «Окно во двор» (1954)
Кадр из фильма «Человек, который слишком много знал» (1955)
Кадр из фильма «Марни» (1964)
Кадр из фильма «В случае убийства набирайте «М» (1954)
Кадр из фильма «Ребекка» (1940)
Кадр из фильма «Веревка» (1948)
Альфред Хичкок
  • Кадр из фильма «Птицы» (1963)
  • Кадр из фильма «На север через северо-запад» (1959)
  • Кадр из фильма «Психо» (1960)
  • Кадр из фильма «Головокружение» (1958)
  • Кадр из фильма «Окно во двор» (1954)
  • Кадр из фильма «Человек, который слишком много знал» (1955)
  • Кадр из фильма «Марни» (1964)
  • Кадр из фильма «В случае убийства набирайте «М» (1954)
  • Кадр из фильма «Ребекка» (1940)
  • Кадр из фильма «Веревка» (1948)
  • Альфред Хичкок
1 12

Особое внимание Хичкок уделял звуку, считая, что потребительское его использование лишает происходящее на экране частички «жизни». Феноменальный прорыв режиссер совершил и в области монтажа, показав всему миру, как напряженная сцена может преображаться благодаря множеству склеек. Самым популярным примером подобного «дробного» монтажа считается один из эпизодов его культового хоррора «Психо»: знаменитое убийство в ванной было создано кинематографистом из без малого 100 (!) склеек. Другим излюбленным приемом режиссера была съемка как бы от лица персонажа — что, естественно, тоже изрядно усиливало вовлеченность зрителей в его произведения.

В качестве актрис на главные роли Хичкок, как правило, выбирал «холодных» блондинок, объясняя это тем, что они являются самыми лучшими жертвами в разрезе кино. «Это как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги», — пояснял Маэстро.

Наконец, именно Хичкок возвел в абсолют формат режиссерского камео, снявшись практически во всех лентах своего позднего периода творчества.

Последователями гениального британо-американского кинематографиста (родился он в Англии, однако позднее получил гражданство США) стали многие именитые режиссеры, включая Дэвида Линча, Педро Альмодовара, Стивена Спилберга, Мартина Скорсезе, Брайана де Пальму и других. Все они признавались, что искренне восхищаются Хичкоком и считают его гением триллер-жанра.

Хичкок как человек

Как и многие гении, человеком Хичкок был своеобразным. Особой строкой в биографии режиссера стоит его чувство юмора, которое понимали и принимали далеко не все. Пожалуй, одной из его лучших «работ» подобного толка является шутка, жертвами которой стали Роберт Донат и Мэдлин Кэрролл, исполнители главных ролей в ленте «39 ступеней». Приковав артистов друг к другу наручниками (это обуславливалось сюжетом фильма), постановщик вскоре заявил подопечным, что по невнимательности потерял ключ — и не может освободить их. При этом сам розыгрыш длился не пять минут, а фактически весь съемочный день, и когда актеры узнали, что в реальности ключ Хичкок не терял, были явно не в восторге от выходки.

Не менее известный случай произошел на одном из званых ужинов режиссера: приглашая гостей на мероприятие, он сообщил гостям, что являться к нему в гости на сей раз необходимо в смокингах и вечерних платьях. В то же время актера Джералда дю Морье он заверил, что в его доме состоится вовсе не официальный вечер, а бал-маскарад — и в итоге дю Морье на протяжении всего мероприятия выглядел как минимум странно, ведь в качестве одеяния выбрал костюм турецкого султана.

Наконец, достаточно жестокую шутку кинематографист позволил себе и в адрес Веры Майлз, звезды его «Психо»: режиссер присылал звезде шикарные букеты и письма от лица фаната-маньяка, тем самым заставляя девушку чуть более пристально оглядываться по сторонам при выходе на улицу.

Многие подопечные постановщика также удивлялись его странной привычке: находясь на съемочной площадке, Хичкок нередко пил чай, а когда завершал свой напиток, беспечно бросал пустую чашку через плечо, не особо заботясь ни о сохранности самой вещи, ни о возможных травмах кого-то из проходящих мимо людей. Вместе с тем кинематографист был буквально помешан на чистоте — согласно легенде, по окончании мытья рук он неизменно тщательно вытирал раковину, а также несколько раз проходился полотенцем на крану.

Широко известны и некоторые фобии Хичкока. В частности, режиссер до жути боялся полицейских, из-за чего якобы даже не водил машину. Считается, что данный страх стал прямым следствием одного из детских моментов жизни: однажды его отец отправил чем-то провинившегося мальчика в полицейский участок, предусмотрительно попросив тамошнего офицера заключить ребенка в камеру на несколько минут.

Тема ошибочно осужденного человека, к слову, проскакивает и в самом творчестве постановщика, — данный сюжетный ход можно отыскать в целом ряде его фильмов.

Кроме того, Хичкок буквально ненавидел куриные яйца, которые считал отвратительными. В одном из интервью, говоря об этой фобии, он, в частности, признался, что вытекающий желток пугает его куда больше, нежели вид человеческой крови.