Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Армия

Вертолетоносец класса «Мистраль»
Вертолетоносец класса «Мистраль»
Дмитрий Ловецкий/AP

Экипажам «Мистралей» найдут место

Олланд и Путин не пришли к соглашению о судьбе «Мистралей»

Денис Тельманов, Андрей Винокуров

Москва и Париж не приняли окончательного решения относительно судьбы вертолетоносцев «Мистраль». Об этом заявил французский президент Франсуа Олланд после встречи с Владимиром Путиным в Ереване. Ранее сообщалось, что Франция готова заплатить неустойку в 1 млрд евро за то, что не поставит корабли России. Между тем экипажи для вертолетоносцев уже сформированы, и «Газета.Ru» разбиралась в их будущей судьбе на российском флоте.

Офицеров, мичманов и матросов, из которых сформированы два экипажа вертолетоносцев «Владивосток» и «Севастополь», не собираются списывать на берег, а планируют вернуть на предыдущие места службы, при этом некоторых из них могут назначить на строящиеся для ВМФ корабли. Об этом «Газете.Ru» сообщил высокопоставленный источник.

В пятницу в Ереване состоялась беседа между президентами России и Франции Владимиром Путиным и Франсуа Олландом, в ходе которой, среди прочего, обсуждалась и тема «Мистралей». Информация о ее итогах приходит противоречивая: Олланд заявил, что они с Путиным не пришли к единому мнению о судьбе кораблей, а пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что «никаких проблем» в этом вопросе нет.

Ранее в пятницу появилась информация, что Париж готов заплатить неустойку в размере 1 млрд евро, и Москву этот вариант устраивает.

Соглашение о покупке двух «Мистралей» было заключено в 2011 году между «Рособоронэкспортом» и французской DCNS. На тот момент гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин оценивал сделку в 1,2 млрд евро.

«Мистраль» может принимать и обслуживать боевые вертолеты, десантировать моторизированные войска, а также выполнять функции военного госпиталя. Экипаж корабля составляют 160 человек, из них 20 офицеров, а также 450 человек морской пехоты.

В начале 2014 года под руководством французских специалистов началось обучение российских экипажей для вертолетоносцев. Всего для обслуживания корабля должны были быть обучены около 400 моряков. В связи с проблемой поставки «Мистралей» встает вопрос о дальнейшей судьбе этих специалистов.

«Они все действующие военнослужащие, никто их увольнять не собирается. Их вернут на те места службы, откуда они были прикомандированы, либо же направят в экипажи строящихся кораблей. Никаких решений на этот счет не принято, поскольку вопрос с передачей кораблей окончательно не решен», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».

Он подчеркнул, что в руководстве Минобороны не оставляют надежд получить корабли, но заметил, что «никакой трагедии, если этого не случится, не будет». «Мы всем найдем применение», — упокоил он.

При этом он заверил корреспондента «Газеты.Ru», что никто из офицеров «Мистралей» в статусе не потеряет, «командиры останутся командирами».

Контр-адмирал Владимир Захаров, однако, уточнил, что переучиваться морякам все равно придется, и дольше всего — мичманам.

«За полгода они смогут переучиться на любой тип надводных кораблей. А офицеры смогут приступить к выполнению задач практически сразу», — отметил Захаров.

При этом он пояснил, что в идеале экипаж лучше не расформировывать, а постараться назначить на новый корабль.

«Люди уже начали притираться друг к другу, они уже год или два находятся вместе. Поэтому они быстрее все сделают на новом месте. Если есть новый корабль, для которого формируется экипаж, этот момент учтут», — подчеркнул Захаров.

Экс-главком ВМФ Владимир Масорин пояснил «Газете.Ru», что в случае расформирования экипажей кому-то из офицеров придется пойти и на понижение.

«У каждого корабля свой состав специалистов, на другом корабле он будет отличаться. Когда расформировывают экипаж, это очень неприятная ситуация.

Всем приходится переучиваться, кому-то идти на понижение. Такое уже было в истории флота, но всего несколько раз», — пояснил Масорин.

По его словам, специфика настолько разная, что целиком экипаж на другой корабль перевести не получится. Но какой-то костяк вполне могут оставить, например, командиров «Мистраля» действительно могут назначить командирами других кораблей.

Напомним, что проблемы с поставкой вертолетоносцев возникли в связи с украинским кризисом. Передача кораблей была приостановлена в рамках санкций Евросоюза. Французский президент Франсуа Олланд заявлял, что передача кораблей может состояться только в контексте политического урегулирования кризиса в Донбассе.

На этой неделе после встречи с президентом Украины Петром Порошенко французский лидер заявил, что в нынешней ситуации его страна не желает поставлять России оружие, несущее «смерть»:

«Мы не поставляем «Мистрали» сейчас, поскольку у Франции нет намерения поставлять летальное оружие — то, которое может нести смерть».

Проблемы с соглашением невыгодны Франции экономически. По информации Bloomberg, страна ежемесячно теряет 3 млн евро из-за простоя вертолетоносцев. В пятницу Олланд заявил, что Париж готов вернуть 1 млрд евро России в качестве неустойки за контракт.

Издержки по содержанию кораблей лежат на судостроительной компании DCNS. В случае разрыва сделки французская судостроительная верфь должна будет вернуть российской Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) ранее перечисленные денежные средства.

Президент России Владимир Путин в ходе «прямой линии» на прошлой неделе заявил, что не собирается требовать с руководства Франции каких-то дополнительных штрафов, но будет добиваться возмещения расходов российской стороны:

«Мы не намерены требовать каких-то там неустоек, штрафов запредельных, но надо, чтобы все издержки, которые мы понесли, были возвращены».

Сейчас, по словам собеседника «Газеты.Ru», экипажи двух «Мистралей» находятся в России и занимаются «повседневной деятельностью в соответствии со специальностью»: «Они не исключались из списочных составов флотов, они продолжают там числиться, получать выплаты».