Китайцы нашли прапрадедушку тираннозавра

В пустыне Гоби на северо-западе Китая раскопали останки самого древнего тираннозавра, когда-либо встречавшегося ученым. Возраст находки — 160 млн. лет.

Китайские ученые из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии обнаружили полный скелет 6-летнего динозавра-подростка и неполный — взрослого 12-летнего экземпляра. В доисторические времена на месте пустыни Гоби находилось болото. Вероятно, оба динозавра увязли в грязи и не смогли выбраться. Ящерам дали название «гуанлонг», что в переводе с китайского означает «коронованный дракон», так как их головы венчал красивый сложный гребень, как у птиц-носорогов и казуаров, а тело гуанлонга, по всей видимости, покрывали перья.

Исследователи полагают, что гребень носил чисто декоративные функции и увеличивал половую привлекательность гуанлонга: величина гребня у взрослого животного — около 7 см, поэтому использовать его в качестве оружия невозможно. По словам Пола Барретта, специалиста по динозаврам из Лондонского музея естествознания, подобный гребень никогда прежде не находили у больших плотоядных динозавров. «Кажется парадоксальным, что у такого большого и, по-видимому, хищного динозавра такой маленький тонкий гребешок», — заметил профессор биологии университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне Джеймс Кларк, принимавший участие в исследованиях.

Палеонтологи уверенно классифицировали находку по форме зубов и черепа и анатомии тазовых костей как тираннозавра, отметив в то же время ряд различий: у гуанлонгов, в отличие от трехпалых тираннозавров, было два пальца-когтя, сами конечности заметно длиннее, а голова — меньше. Судя по характерному типу кости запястья, гуанлонг стал переходным звеном между динозаврами и птицами и похож на другого примитивного тираннозавра Dilong paradoxus, описанного в 2004 году. Широко известный археоптерикс, вероятно, появился вскоре после гуанлонга. Расцвет гигантских тираннозавров (до 9 м. в двуногой позе) пришелся на 90 млн. лет назад, а миниатюрный (длина обнаруженного скелета — 3 м, высота — 1,1 м) гуанлонг, как предполагают исследователи, находится у самого основания эволюционного древа тираннозавров.

Курьер на электровелосипеде врезался в машину в Петербурге