Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Криминал

Владимир Садовничий и Алексей Руденко
Владимир Садовничий и Алексей Руденко
ozodi.org

Вынужденная посадка в таджикскую тюрьму

Суд Таджикистана признал русских летчиков виновными в контрабанде

Анастасия Берсенева, Екатерина Савина

Суд Таджикистана признал двух русских летчиков виновными в контрабанде, нарушении границ и правил международных полетов. Пилоты осуждены на восемь с половиной лет. Самолеты Ан-72, ради которых, по мнению авиакомпании, летчиков задержали и судили, конфискованы. МИД России выступил с резким заявлением, заявив, что вердикт создает угрозу сотрудничеству двух стран.

В Таджикистане завершился процесс по делу двух летчиков российской компании Rolkan Investmens Ltd. Россиянина Владимира Садовничего и гражданина Эстонии Александра Руденко судья признал виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил международных полетов. Ранее прокурор просил назначить им 13 лет лишения свободы.

«Судья приговорил их к десяти с половиной годам заключения, но применил амнистию и назначил восемь с половиной лет каждому», — пояснил «Газете.Ru» адвокат летчиков Гулом Бобоев.

Он еще раз добавил, что никакой аргументации и доказательств у стороны обвинения не было. «Ни одного свидетеля, который бы сказал слово против летчиков, не было, прокуроры не предоставили никаких документов, подтверждающих их вину», — пояснил Бобоев.

«Судья просто вышел и зачитал приговор — один в один как обвинительное заключение, — пояснил «Газете.Ru» представитель авиакомпании Rolkan Investmens Ltd Виктор Пфефер. — Сказал: «все доказано». Это правовой беспредел».

В авиакомпании уверены, что таджикские власти решили забрать себе два самолета Ан-72 — российские военные машины, которые, по утверждению Пфефера, могут садиться на любое поле и, в частности, использовались при полетах на Северный полюс.

«Ради этих самолетов летчиков обвинили в контрабанде — эта статья в уголовном кодексе Таджикистана позволяет конфисковывать имущество, статьи о незаконном пересечении границы и нарушении международных правил полетов не содержат подобного наказания», — говорит Пфефер.

Он пояснил, что самолеты были забиты всяким «хламом» — пилоты покинули афганский аэропорт Кабул, где работали по контракту с фирмой Aerospace Consortium, и забрали с собой все пожитки. Среди вещей был полуразобранный двигатель от Ан-72. Именно он был признан контрабандой. «Но это было бы возможно только в том случае, если бы мы его выгрузили на территории Таджикистана, но этого не планировалось, — говорит Пфефер. — Более того, даже если бы его выгрузили, мы были бы обязаны оформить документы на него в срок до шести месяцев — он может без документов лежать полгода».

Представители посольства России в Таджикистане, еще накануне воздерживавшиеся от комментариев, были более резки.

«Мы, конечно, негативно оцениваем этот приговор, он несправедливый, необъективный и негуманный, — сказал «Газете.Ru» советник посольства России в Таджикистане Дмитрий Кабаев. — Мы не согласны с этим вердиктом и будем бороться за нашего гражданина и за нашего соотечественника». Дипломат пояснил, что будет использовать для этого «все доступные в арсенале средства». «У нас сложилось впечатление, что вины пилотов нет, — добавил Кабанов. — На наш взгляд, обвинение против пилотов выглядит неубедительным». Следующим шагом защиты будет подача кассационной жалобы.

Однако в авиакомпании надеются, что МИД России предпримет более решительные шаги для вызволения своего гражданина.

«Мы надеемся только на Россию», — несколько раз повторил Пфефер. Он благодарен советнику Кабаеву за помощь, однако говорит, что сам посол не уделил должного внимания представителям авиакомпании. А об отношении главы МИД России Сергея Лаврова к делу представитель авиакомпании и вовсе говорит с негодованием. В конце октября министр заявил, что авиакомпания не идет навстречу дипломатам, не предоставляет «документы, подтверждающие место регистрации самолета, сертификации летной годности и оператора», из-за этого было якобы невозможно отвести предъявленные летчикам обвинения. В свою очередь, адвокат пилотов удивился такой постановке проблемы. «Все документы у авиакомпании есть, они в порядке», — сказал Бобоев. По словам Пфефера, летчики сильно возмущались, узнав про это выступление МИДа: «Какое он имеет право на нас лить грязь? — говорили они. — Сертификаты тут совсем ни при чем! За сертификаты пилотов не сажают в СИЗО на полгода. Кроме того, если бы документов не было, то летчиков вообще не выпустили бы из Кабула».

Позиция МИД России внезапно поменялась после оглашения вердикта.

Этого не смогли предугадать эксперты, опрошенные «Газетой.Ru». Утверждая, что между двумя странами были хорошие отношения, собеседники заявили, что министерство не будет их портить из-за одного человека, пусть даже это Владимир Садовничий — бывший военный летчик, отслуживший 23 года в стратегической авиации и во времена СССР рисковавший своей жизнью в Афганистане. Москва не пойдет на открытый конфликт с Душанбе, заявил директор информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства Алексей Власов. «Предметов для торга между двумя странами я не вижу, — отмечает эксперт. — Скорее всего, будут кулуарные договоренности». «Россия, несмотря на заявления Лаврова, не спешила заступаться за летчика, — добавляет главный редактор «Ферганы.Ru» Даниил Кислов. — И поэтому торговаться наше правительство не будет. С Таджикистаном у нас сейчас отношения хорошие, и никто не хочет портить их такой мелочью, как судьба одного человека».

Оба эксперта пришли к выводу, что летчики могут быть отпущены по амнистии.

Тем не менее сразу после оглашения вердикта МИД РФ выступил с резким заявлением, объявив, что это решение «не способствует укреплению сложившихся между странами отношений союзничества и стратегического партнерства, наносит им серьезный ущерб».

Приговор был назван «крайне суровым и политически ангажированным». «Каких-либо убедительных доказательств вины подсудимых обвинение не представило. Обвинительное заключение построено, по сути, на домыслах и необоснованных предположениях. Таджикистанская сторона откровенно нарушает существующие международные нормы. Неясно также, что имеется в виду осуществить в отношении задержанных самолетов, — заявили в МИД РФ. — Российские власти продолжат оказание необходимой помощи нашим соотечественникам».

Экипажи двух самолетов Ан-72 были задержаны в Таджикистане в марте этого года. У них закончился контракт в афганском аэропорту Кабула, и летчики направились в Таджикистан, чтобы там «отстояться, отремонтироваться и определиться с дальнейшими контрактами». Однако при снижении в аэропорт Курган-Тюбе диспетчеры заявили, что не могут найти номера разрешения на посадку. Пилоты решили, что у них нет топлива, достаточного для возвращения в Кабул, и запросили экстренную посадку. На земле их встретили таможенники и пограничники, которые проверили документы, сами самолеты и не нашли ничего противозаконного. Однако потом экипажи — 8 человек — были задержаны представителями комитета национальной безопасности республики и отправлены в гостиницу под арест. Спустя месяц силовики предъявили обвинения командирам воздушных судов, а остальных отпустили. Суд над летчиками начался в середине октября.