Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ГЛОНАСС в режиме «нездоров»

В орбитальной группировке ГЛОНАСС второй раз за месяц произошел крупный сбой

Треть орбитальной группировки спутников ГЛОНАСС одновременно вышла из строя в ночь на вторник. Спутники передавали неправильные координаты. Это второй случай неполадок в апреле. Эксперты считают, что гражданское население не должно было заметить проблемы в работе космических аппаратов, в отличие от военных. В числе причин сбоя называется человеческий фактор.

В ночь на вторник сразу восемь спутников системы ГЛОНАСС на полчаса вышли из строя. На сайте Информационно-аналитического центра ФГУП ЦНИИмаш, представляющем информацию о работе ГЛОНАСС, есть таблица с данными о состоянии космических аппаратов. Из нее ясно, что

незадолго до часа ночи по московскому времени состояние семи спутников из зеленого (пригоден для использования) стало красным. Аппараты показали признак «нездоров» в эфемеридах,

говорится в комментариях к таблице. Эфемериды — это координаты и время, которые сбрасываются на Землю и используются в навигационных системах. «Показать признак «нездоров» в своих эфемеридах» означает допустить неточность данных о положении спутника в пространстве.

Ближе к половине второго ночи семь спутников вновь заработали корректно. Еще один, восьмой, спутник ранее был выведен на техобслуживание, так как передавал некорректные данные, однако в понедельник в 10.30 его статус тоже стал красным. В три часа дня центр управления спутниками добился от него правильных данных, но затем аппарат снова забарахлил.

В пресс-службе Роскосмоса «Газете.Ru» пояснили, что в настоящее время система ГЛОНАСС работает корректно.

Всего в системе ГЛОНАСС использовалось 24 космических аппарата (еще четыре находятся в резерве). Таким образом, из строя была выведена треть группировки.

Ранее серьезный сбой произошел 2 апреля, тогда система ГЛОНАСС была выведена из строя более чем на 10 часов. Ошибка возникла одновременно почти на всех аппаратах, сообщал «Интерфакс». Тогда проблема была вызвана человеческим фактором: на борт аппаратов была заложена программа с неверными данными.

Скорее всего, ночной сбой прошел мимо обывателей, но его не могли не заметить военные, говорят эксперты. «Выход такого большого количества спутников из строя приводит к тому, что система работает с большими ошибками — будет существенная погрешность, — пояснил «Газете.Ru» гендиректор консультационного агентства «Телекомпас» Константин Голиков. — Навигационная информация, которую передают спутники, важна для пользователей — военных, автомобилистов.

У нас весь транспорт должен быть оборудован навигационной системой ГЛОНАСС. Но на машинах также еще есть GPS. Поэтому если ГЛОНАСС по какой-то причине дал сбой, то навигацию подхватывает американская система.

То есть для гражданских никаких проблем не должно быть. А вот для военных, специализированных служб — тут есть свои особенности». В частности, известно, что МЧС России оснастило все свои самолеты и вертолеты, а также морские и речные суда и 42% автомобильной техники аппаратурой ГЛОНАСС. Об этом министерство объявило 14 апреля. А год назад источники в Минобороны сообщали журналистам, что в 2014 году авиация получит ракеты с системами наведения ГЛОНАСС.

«Отключение трети спутников, безусловно, привело как минимум к значительному падению точности определяемых координат и сбоям в системах, опирающихся на этих координаты», — пояснил «Газете.Ru» заместитель гендиректора компании Omnicomm, представляющей ГЛОНАСС/GPS системы мониторинга автотранспорта, Станислав Емельянов. Он напомнил о сбое в спутниках в начале апреля.

«Как мы выяснили в процессе предыдущего сбоя, многие из прикладных систем, даже использующие ГЛОНАСС-GPS-приемники, не способны корректно обработать значительную ошибку в получаемых от системы ГЛОНАСС координатах», — пояснил Емельянов.

В компании «Автолокатор» отметили, что за те полчаса, когда спутники передавали неточные данные, специалисты технической службы не зафиксировали сбоев в системе мониторинга, жалобы клиентов также не поступали. «Сбой в работе спутников мог привести к неточности позиционирования транспортных средств. В частности, при определении местоположения разброс координат мог составить больше чем 10 м на большее количество показаний, чем обычно. Тем не менее потребители не ощутили особых проблем при работе с навигационно-телематической информацией, — пояснили «Газете.Ru» эксперты компании «Автолокатор». — Во-первых, практически вся навигационная аппаратура потребителей включает двухсистемный чипсет ГЛОНАСС/GPS. Таким образом, в случае перебоев с одной из систем оборудование продолжит выполнять свою основную функцию. Во-вторых, современные программные решения, обрабатывающие поступающие на сервер данные, используют специальные математические алгоритмы, которые сглаживают угол и траекторию трека».

Говоря о причинах сбоя, эксперты высказали два предположения: солнечная активность, точнее — мощное электромагнитное излучение, и человеческий фактор. «Причина прямо или косвенно кроется в человеческом факторе. Либо это прямая ошибка управления системой, либо же ошибка во внедряемом обновленном математическом и программном обеспечении.

Я бы сказал, что все это неприятное, но банальное «раздолбайство»,

— отметил Емельянов.

Ближе к вечеру представитель Роскосмоса заявил «Интерфаксу-АВН», что сбои, произошедшие минувшей ночью, связаны с особенностями настройки бортового программного обеспечения спутников. «Технический вопрос возник в рамках тестирования элементов системы. При выведении новых аппаратов из орбитального резерва в штатную группировку при автоматической перезагрузке произошел сбой», — сообщил представитель космического агентства. Он пояснил, что «во время испытаний, когда такая перезагрузка проводилась вручную, аппараты вели себя штатно». «Однако теперь, когда перезагрузка шла в автоматическом режиме, спутники не смогли автоматически выйти в нормальный режим, их пришлось «выводить» вручную. Сейчас наши специалисты модифицируют программное обеспечение», — сказал представитель Роскосмоса. Однако, как следует из информации на сайте Информационно-аналитического центра ФГУП ЦНИИмаш, выведенные из строя спутники находились не в резерве, а в штатной группировке. Кроме того, резерв состоит из четырех спутников, а из строя вышли семь — без учета восьмого, выведенного на техобслуживание.

После первого сбоя в группировке спутников маячные службы Великобритании и Ирландии составили карту, показывая, какая погрешность произошла из-за неправильных данных, сообщает BBC. В частности, приемник сигнала в английском городе Харвич давал неверную позицию с отклонением более чем в 50 км. Пользователям нужны альтернативные навигационные системы, сделали вывод британцы.

«Системой ГЛОНАСС на самом деле пользуются довольно многие. Даже iPhone 5 способен принимать ее сигналы», — объясняет профессор Дэвид Ласт, в прошлом президент Королевского института навигации.

«Мы увидели, что неполадки в системе ГЛОНАСС коснулись многих людей, даже там, где приемники могли принимать сигнал GPS, — говорит он. — Урок, который мы должны из этого извлечь, не только в том, что системы спутниковой навигации могут выходить из строя, но и в том, что вы не гарантируете себе безопасность тем, что существует другая такая же система спутниковой навигации». Помимо ГЛОНАСС и GPS есть еще система eLoran, которая используется для морской навигации, поясняют британцы. Кроме того, сейчас разрабатывается европейская система Galileo, она находится в процессе развертывания.

После сбоя в работе спутников в начале апреля Роскосмос совместно с Минобороны организовал рабочую группу по выяснению причин произошедшего. «Мы рассчитываем, что это был единичный сбой. Предприняты все меры, чтобы такое не повторилось», — заявил тогда информагентствам статс-секретарь, заместитель руководителя Роскосмоса Денис Лысков.

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Разработка ГЛОНАСС началась в СССР в 1976 году. В 2010 году число спутников ГЛОНАСС на орбите увеличилось до 26, из них основными являются 24, остальные — резервные. Система используется для точного определения координат, скорости движения, а также уточнения расположения наземных и морских объектов с точностью до одного метра. ГЛОНАСС оснащены гражданские и военные суда, самолеты и баллистические ракеты. Система установлена на общественном транспорте и автомобилях экстренных служб.

Новости и материалы
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Все новости