Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Власть и право

Григорий Соколов/РИА «Новости»

Стратегическое воспитание

В России разработана Стратегия развития воспитания до 2025 года

Иван Комаров

Правительству был представлен проект «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года». Документ был создан с целью привить юным жителям страны дух патриотизма, семейных и духовных ценностей, уважения к родителям и любовь к спорту. Предполагается, что стратегия будет вынесена на рассмотрение кабмина уже в конце апреля, а на ее основе будут разрабатываться образовательные стандарты.

Во вторник в правительстве состоялось заседание Национального координационного совета по поддержке молодых талантов, который возглавляет вице-премьер Ольга Голодец. В ходе встречи обсуждался девятистраничный проект «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».

«Стратегия воспитания в России подготовлена Минобрнауки, чтобы продвинуть наш комплексный подход к воспитанию», — сообщила вице-премьер Ольга Голодец.

«Напомню, что задача у педагогов — не только научить ребенка математике, русскому; это еще и воспитание зрелой здоровой личности, которая понимает, чего хочет добиться в жизни, как относиться к окружающим людям».

Заместитель министра образования Вениамин Каганов, в свою очередь, выразил надежду, что принятие стратегии и ее дальнейшая реализация замкнет то нормативное поле, которое связано с воспитанием молодежи, детей и подростков.

В распоряжении «Газеты.Ru» имеется проект документа. В нем говорится, что основная цель стратегии – определение приоритетов государственной политики в области воспитания детей, которые обеспечат становление гражданской идентичности, укрепят нравственные основы общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации.

Стратегические ориентиры воспитания, говорится в документе, сформулированы президентом Владимиром Путиным:

«Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России, зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Также в документе четко прописаны задачи. В частности, в нем предлагается обеспечить поддержку семейного воспитания, повышая уровень ответственности родителей, формирования их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности.

В проекте десять пунктов направлений: поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, повышение культурного уровня детей, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание, а также поддержка общественных объединений в сфере воспитания.

Указаны в стратегии и ожидаемые результаты от ее использования, в частности

«осознание обществом приоритетности и значимости воспитания, закрепление его высокого статуса в обществе», «укрепление российской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества»,

а также «доступность качественного воспитания для всех категорий детей, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей».

Руководитель рабочей группы по разработке стратегии, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов заявил «Газете.Ru», что до окончательного рассмотрения документа правительством в проект будут внесены поправки и дополнения.

«Мы определяем задачи стратегии на основе тех вызовов, которые есть в современном обществе, и определяем целый ряд ключевых направлений в развитии воспитания. И здесь уже идет обсуждение.

Например, там есть пункт «совершенствование условий для развития детей с особыми потребностями». Надо не забыть, что это касалось не только детей-инвалидов, но и, в частности, одаренных детей.

Также на совете при правительстве звучало, что мы забыли слова «интернациональное воспитание». Наверное, это надо продумать. Потому что сейчас эти слова заменяются понятиями «межкультурное воспитание», «межкультурный диалог», — рассказал Филиппов. — Мы планируем, что в середине января будет дан старт широкому общественному обсуждению стратегии — и в регионах, и на 30 общественных площадках, в том числе в Совфеде, в Госдуме, в ОНФ, в Общественной палате и во многих других общественных организациях. Не говоря уже о том, что проект будет вывешен на официальном сайте Минобрнауки, куда, как и в случае обсуждения закона об образовании, будут поступать, я уверен, даже не сотни, а тысячи замечаний и предложений».

По словам ректора РУДН, соответствующий документ разрабатывался в течение двух лет. Изначально он подготавливался малой группой специалистов. «В группу входят целый ряд известных деятелей в области образования, целый ряд депутатов Госдумы, в том числе и руководители комитетов, представители Совета Федерации, представители Российской академии образования, представители ОНФ», — отметил Филиппов.

Координатор межрегионального профсоюза «Учитель» Александр Кондрашов заявил «Газете.Ru», что слова власть имущих не всегда сочетаются с делом.

«Ситуация в следующем. С одной стороны, есть такая общая идея, что с одаренными детьми надо что-то делать, как-то надо их поддерживать. Но итоговые действия, на мой взгляд, приводят к не слишком высоким результатам. Тот проект, о котором вы говорите, содержательно неплохой. Но то, что мы видим на практике, в основном выливается в мероприятия для «галочки», — считает Кондрашов. — При этом мы видим, что последние реформы в Москве (которая всегда была лидером по образованию, в том числе и для одаренных детей) всеми силами разрушают имеющуюся инфраструктуру.

Школы, которые работают с одаренными детьми, просто ставятся в условия, мало совместимые с нормальной работой. Главный принцип — подушевое финансирование.

Заявляют, что это несправедливо, чтобы в каких-то школах были маленькие группы или чтобы был увеличен учебный план. То есть считается, что особые образовательные потребности одаренных детей могут удовлетворяться только за счет родителей».

Председатель синодального отдела РПЦ по защите семьи и материнства Дмитрий Смирнов считает, что единственным правильным воспитанием является христианское.

«Чтобы кого-то воспитать, нужно знать, кого именно мы хотим воспитать. У нас, к сожалению, на официальном уровне, кроме каких-то расплывчатых фраз про гармоническую личность, ничего не говорится. Единственное четко очерченное слово (в стратегии. — «Газета.Ru») — это патриотизм. Но этого совсем недостаточно, — считает священник. — У нас в стране утрачены нравственные ориентиры. В переводе на русский язык, страна расхристанная. У нас огромный дефицит попросту честных людей. Поэтому воспитание — это главное дело. И сам подход к детям и воспитанию очень проблематичен. Если у нас миллионы детей родные мамы убивают, а папы, когда бросают свою семью, 90% не платят алиментов, какое тут воспитание? Я воспринимаю единственным правильным воспитанием христианское воспитание. Потому что христианство создало наше государство».

Помощник заместителя председателя правительства РФ по социальным вопросам Ольги Голодец Алексей Левченко сообщил, что, в случае принятия проекта, на его основе будут разрабатываться образовательные стандарты.

«Нужно отметить, что пока это проект и он будет дорабатываться.

Второе, на что нужно обратить внимание, что стратегия – не стратегия патриотичного воспитания, как может показаться.

Она акцентируется на развитии прежде всего культурного уровня детей и общественного уровня, — отметил Левченко. — Ключевая история – это вариативность и индивидуальный подход к каждому ребенку. Это документ, который будет утверждаться правительством, он будет использоваться при разработке образовательных стандартов, программ школьного и дополнительного образования».