Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Город

Вид на Московский Кремль с Каменного моста
Вид на Московский Кремль с Каменного моста
Евгения Новоженина/РИА «Новости»

Ждем перемен

Что будет происходить во всех сферах московской жизни в 2015 году

Анна Семенова, Геннадий Золотухин

В наступившем году москвичам придется привыкать к ряду нововведений. Повысятся тарифы на ЖКХ и проезд в метро, наконец-то закончится реконструкция «Детского мира» и Алабяно-Балтийского тоннеля, а в квитанциях о квартплате появится новая графа.

Москвич платит дважды

В нынешнем году москвичам придется платить больше. Дело не только в ожидаемом подорожании практически всех товаров, но и в новых видах налогов и повышаемых тарифах. Так, с 1 июля плату за жилищно-коммунальные услуги разрешено повысить на 10% — такое распоряжение утвердила столичная мэрия. При этом в последний раз тарифы на ЖКХ повышались в ноябре 2014 года: тогда для жителей Новой Москвы они выросли на 3,5%, а для остальных москвичей их проиндексировали на 6,5%.

Более того, с 1 июля в квитанциях за жилищно-коммунальные услуги появится абсолютно новая для Москвы графа.

Столичные власти утвердили программу софинансирования капремонта жилья и определились с минимальным размером соответствующей ставки. Она составит 15 руб. за 1 кв. м недвижимости, программа предусматривает льготы и субсидии. За первое полугодие горожанам предстоит определиться, как именно будут собираться средства — через городской фонд капремонта многоквартирных домов или через индивидуальный домовый счет.

В 2015 году по новой схеме будут начисляться и налоги на недвижимость физических лиц — исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости квартиры. Кадастровая стоимость в среднем выше, чем инвентаризационная, на 15–20%. Платить налоги по новой схеме москвичи будут начиная с 2016 года. Переход на новую систему налогообложения будет постепенным: сначала начисляться будет 20% новой стоимости жилья и с каждым годом ставка будет повышаться, пока не дойдет до 100%.

Помимо этого с 1 июля вводится торговый сбор, ставки которого будут зависеть от торговой площади: за каждый квадратный метр свыше 50 предприниматели ежеквартально будут платить дополнительные 50 руб. Как сообщал «Газете.Ru» глава департамента экономической политики Максим Решетников, не облагаются сборами все ярмарки, вендинговые аппараты, склады, почтовые отделения и бюджетные учреждения. Как ожидается, за второе полугодие этот сбор принесет бюджету города около 1 млрд руб.

Также Москва перейдет на новый механизм приема на работу мигрантов: если раньше это происходило по системе квотирования, то теперь иностранцам надо будет приобретать патенты на ведение трудовой деятельности. С 1 января 2015 года стоимость патента устанавливается в размере 4 тыс. руб. в месяц, что, по оценке председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова, принесет в городской бюджет порядка 12 млрд руб. Для того чтобы получить разрешение на работу, мигрантам также нужно будет сдавать экзамены на знание русского языка и истории.

Бой часов в долгострое

Наступивший год ознаменуется завершением ряда долгостроев. Одним из самых громких можно назвать «Детский мир», который был закрыт на реконструкцию еще в 2008 году, несколько раз переносил срок открытия, а в конце еще и поменял название: теперь он будет называться Центральный детский магазин. Предполагается, что его двери распахнутся для посетителей не позднее 1 апреля.

В центральном атриуме, украшенном картинами иллюстратора сказок Ивана Билибина, установлен самый большой в мире часовой механизм.

Около 20% площади здания отдадут под образовательно-развлекательные функции: там появятся Музей детства, «город профессий», площадки для проведения выставок, детских концертов и спектаклей.

Большие перемены ждут и ВДНХ, переданную правительству Москвы в 2014 году. Ряд павильонов реконструируют и перевезут туда многие выставки, например дома Романовых и Рюриковичей, Государственного музея искусств народов Востока или Объединенной ракетно-космической корпорации. Также, как отмечал министр культуры РФ Владимир Мединский, на ВДНХ могут появиться Музей кино, выставочный павильон Минкультуры, павильон Военно-исторического общества. Как именно ВДНХ превратят в главную площадку города, привлекающую горожан, станет ясно в конце февраля, когда будет готова концепция развития выставки.

В апреле планируется начать строительные работы по созданию парка «Зарядье», который расположится на месте бывшей гостиницы «Россия» — последние несколько лет это был, по сути, заброшенный пустырь. Первую очередь парка сдадут в октябре 2015 года. После завершения работ парк превратится в уникальную рекреационную зону в непосредственной близости от Кремля, представляющую все климатические пояса России.

Конец тоннеля

Отдельные планы у столичных властей на дорожные долгострои. Так, наконец-то закончатся строительство Алабяно-Балтийского тоннеля и реконструкция Большой Академической улицы, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

А к концу 2015 года будет подготовлен проект реконструкции МКАД. Инвесторы должны будут реконструировать въезды и выезды от своих объектов, например торговых центров или рынков, на кольцевую автодорогу. Кроме того, в 2015 году инвесторы приступят к строительству северного дублера Кутузовского проспекта. Проезд по трассе будет платным, максимальную планку установит город.

Запустить в наступившем году также планируется семь новых станций метро. Так, Сокольническую линию продолжат станции «Румянцево» и «Саларьево», Замоскворецкую — «Ховрино» и «Технопарк», Люблинско-Дмитровскую — «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская».

В конце 2015 года предполагается открыть движение по Малому кольцу Московской железной дороги. Система городских электричек, курсирующих по 31 станции, будет интегрирована с метро, наземным общественным транспортом и пригородными электричками, в том числе и в плане билетных решений.

Поездка по Малому кольцу МЖД должна занять примерно полтора часа.

Нелишний билетик

Транспорт в Москве также ждут большие перемены. Во-первых, с 1 февраля возрастет стоимость проезда в метро, автобусах, троллейбусах и трамваях. Одна поездка в метро обойдется в 50 руб., на автобусе — в 29 руб. Стоимость наиболее популярных билетов на подземку — на 20 и 60 поездок — вырастет на 6–7%. А вот безлимитные проездные на 60 и 90 дней, наоборот, подешевеют.

На протяжении года будут закрываться как целые участки метро (например, от станции «Университет» до «Тропарево» с 2 по 5 января), так и отдельные станции. Так, станция «Бауманская» с 8 февраля закроется на 11 месяцев в связи с заменой эскалаторов. Также в 2015 году для ремонта эскалаторов собираются закрыть «Фрунзенскую», «Рижскую», «Ботанический сад» и «Проспект Мира» Кольцевой линии.

Пассажиров в метро с 1 января пообещали выборочно досматривать. В столичной подземке уже утвердили временный список предметов, с которыми пассажиры не смогут пройти досмотровые зоны. В стоп-лист вошли оружие, боеприпасы, отравляющие и ядовитые вещества, бытовые газовые баллоны, колющие и легкобьющиеся предметы без чехлов (включая лыжи, коньки и мелкий садовый инструмент с открытыми острыми частями).

Ряд нововведений коснется и автомобилистов.

Так, не исключается, что к лету московские власти вернутся к разговору о вводе платного въезда в Москву.

Во втором полугодии может быть принято решение о вводе прогрессивного тарифа на платную парковку, зависящего от времени суток, недели, года и загруженности конкретного участка улично-дорожной сети. Зона платной парковки в наступившем году также может быть расширена, но, как обещают власти, расширение будет точечным, а места для парковки станут согласовывать с местными жителями и муниципальными депутатами.

К хорошим новостям можно отнести то, что эксперимент с бесплатной парковкой по воскресеньям и праздничным дням сохранится в течение 2015 года и может быть продлен на 2016-й. Порадоваться могут и те, кто все же решит пересесть с личного автотранспорта на общественный. Маршрутки начнут принимать городские проездные. Это произойдет в рамках новой модели работы общественного транспорта, которая интегрирует коммерческих перевозчиков в городскую систему. Коммерсанты должны будут выпускать соответствующие всем техническим требованиям машины на городские маршруты, а взамен город им будет оплачивать транспортную работу.

Врачей пустят под нож

Вся социальная сфера также изменится в наступившем году.

В рамках запланированной реструктуризации системы здравоохранения будут уволены тысячи работников больниц и поликлиник, пик сокращений, согласно трудовому законодательству, придется на февраль.

Медикам, потерявшим работу, предложат пройти переобучение за счет бюджета Москвы и устроиться на работу в других регионах или в смежных сферах. Кроме того, всем медикам, подпавшим под сокращение, положена компенсация от 200 тыс. до 500 тыс. руб.

Перемены ждут и систему образования. В следующем году школы откажутся от единого времени начала каникул. Каждое образовательное учреждение сможет самостоятельно принимать решение, по какой системе учиться — четвертной или модульной. Вариативности добавят и детским садам: по желанию родителей в 2015 году будут сформированы ранние группы, открывающиеся в 7.00, или, напротив, поздние, которые будут принимать детей с 10.00. Запустить пилотный проект планируется в Юго-Восточном округе Москвы.