Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Школьников отправят в поля

Как глава Минобрнауки собирается реформировать систему образования

Отказаться от подготовки к ЕГЭ вне уроков, создать уроки сельского хозяйства и ввести государственные образовательные стандарты для детей-инвалидов — глава Минобрнауки Ольга Васильева рассказала о первоочередных шагах ведомства.

Недавно назначенная министром образования Ольга Васильева выступила в Общественной палате РФ в рамках проекта «Час с министром». Политику ведомства на ближайшее время она описала в духе персонажа Долорес Абридж из эпопеи про Гарри Поттера: сохранять то, что необходимо сохранить, и оставлять только те нововведения, что помогают школе, а не оказываются непрактичными.

Среди не слишком зарекомендовавших себя нововведений, в частности, был назван единый государственный экзамен. Точнее, то время и внимание, которое ему уделяется. Министр сказала, что «с большим удовольствием» ответит на вопрос,

не пора ли больше времени уделять духовно-нравственному воспитанию детей вместо подготовки к ЕГЭ.

«Несколько дней назад, отвечая на вопрос о судьбе ЕГЭ, я ответила, что мы должны посмотреть, что происходит, взять лучшее, отмести то, что не стоит делать дальше, и идти вперед, — заявила Васильева. — Я буду делать все возможное, чтобы внеурочное время, которое мы должны проводить с детьми, которое должно быть направлено на их воспитание и формирование их как личностей, шло бы именно на эти цели, а не на натаскивание к ЕГЭ».

Про то, что на подготовку к ЕГЭ уходят все силы и время школьников, говорилось давно, отмечают эксперты. «Необходимо выстроить систему так, чтобы школьник мог подготовиться к ЕГЭ, в том числе и к высоким результатам, только в рамках школы. И чтобы не было этого психологического давления, — рассказала «Газете.Ru» директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Для этого стоит перерабатывать контрольно-измерительные материалы более активно, а не углубляться в предмет на уровне профильных лицеев, как это делается даже в обычных школах сейчас».

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что смена главы Минобрнауки была в том числе вызвана и общим недовольством системой ЕГЭ, поэтому постепенный отказ от гонки за результатами тестов был вполне ожидаем. «Мы еще 15 лет назад предрекали, что из-за ЕГЭ система образования в России зайдет в тупик. В том числе из-за этого предыдущий министр образования Дмитрий Ливанов оказался накануне выборов персоной нон грата не только среди оппозиционных партий, но и в глазах партии власти, — рассказал он «Газете.Ru». — С приходом на этот пост Васильевой, я думаю, система ЕГЭ будет потихоньку сворачиваться.

Ожидаем возврат к традиционным формам испытаний: где-то в письменном виде, где-то в устном, по каким-то предметам тестирование целесообразно будет сохранить».

Среди «приветов из прошлого», о сохранении которых говорилось в Общественной палате, оказался возврат советского опыта практики школьников на производстве. По мнению Васильевой, учащиеся должны заниматься общественно-полезной деятельностью и расширять свои профессиональные навыки.

«В министерстве уже разработали концепцию преподавания предметной области «Технология», в которой есть в том числе и направление «Сельское хозяйство». В рамках этой области мы предполагаем повышение квалификации педагогов, новые требования к материально-техническому оснащению школ и, главное, профориентацию учащихся по сельскохозяйственным профессиям.

Планируется развивать агроклассы, учить создавать лесничества, организовывать производственные бригады школьные»,

— перечислила министр.

Эксперты в целом позитивно оценили идею. «Но нужен дифференцированный подход. У нас есть регионы, где развивается агробизнес, где сельское хозяйство занимает важное место. Там участие школьников в производстве в целях знакомства, закрепления навыков или практики будет полезно всем сторонам. И наоборот: например, в крупных городах такой предмет, внедряемый поголовно, может вызвать отторжение и пойти вразрез с интересами участников образовательного процесса», — пояснила Абанкина.

Но если производственная практика — это скорее «хорошо забытое старое», то инклюзивное образование для большинства школ с 1 сентября станет в новинку. Именно с этого года вводятся государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. «Инклюзия и коррекционные образовательные учреждения — одно из приоритетных для меня внутренних направлений, — сказала Васильева. — Новые государственные стандарты требуют как доступную среду и соответствующее материально-техническое состояние школ, так и достаточное число высококвалифицированных педагогов».

При этом Васильева подчеркнула, что политика министерства «направлена на вариативность образования детей с ОВЗ и инвалидностью». По ее словам, параллельно с инклюзивным образованием в школах будет сохраняться также сеть специальных школ и классов.

Массового единовременного перехода на инклюзивное образование в школах с 1 сентября не получится, убеждены эксперты. «До сих пор, насколько известно, не решен вопрос с бесплатным питанием инвалидов в школах, а также с присмотром и уходом для инвалидов в детских садах, — говорит Абанкина. — По закону, с родителей за это брать деньги нельзя, но источник финансирования не определен достаточно четко, регионам не вменяется это в обязанность». До сих пор коррекционные школы сами изыскивали на это средства, но с переходом на инклюзивное образование дополнительное финансирование придется откуда-то брать обычным школам, резюмировала она.

По словам Сергея Комкова, предсказывать, в каком направлении пойдет политика министерства, пока точно нельзя. «Васильеву называют котом в мешке — в том плане, что непонятно, чего от нее ждать. Но специалисты в сфере образования о ней знали давно, ее имя на слуху. Другое дело, что по методическим и теоретическим вопросам она никогда активно не высказывалась и в каких-то конкретных делах не была замечена, — говорит эксперт. — Исключение составляют два момента: она специалист по истории религий, поэтому

можно предположить, что большое внимание теперь будет уделяться преподаванию основ православной культуры.

И второе — она всегда ратовала за то, чтобы использовать отечественный, а не зарубежный образовательный опыт. Но возврат к традициям классической русской и советской школы мы можем только приветствовать».

Новости и материалы
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
Все новости