Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Годовщина несбывшейся надежды

20 лет назад был подписан договор о мире между Россией и Чечней

Двадцать лет назад, 12 мая 1997 года, президент России Борис Ельцин и глава Чечни Аслан Масхадов подписали в Кремле Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и тогда де-факто независимой Чеченской Республикой Ичкерией. Граждане, и в том числе политики и правозащитники, тогда решили, что это событие поможет, наконец, прекратить многолетнее вооруженное противостояние между Россией и Чечней. Однако документ дал всего лишь короткую передышку перед следующей войной.

Первая Чеченская

В 1991 году в Чечне фактически произошел государственный переворот, в результате которого на территории республики были захвачены военные базы советских войск, здание КГБ и стратегические объекты. В результате Чечня стала фактически независимым, но юридически не признанным ни одной страной, включая Россию, государством.

Республика имела государственную символику — флаг, герб и гимн, органы власти — президента, парламент, правительство, светские суды.

Предполагалось создание вооруженных сил, а также введение собственной государственной валюты — нахара. В конституции, принятой 12 марта 1992 года, Чечня называлась «независимым светским государством», ее правительство отказалось подписывать федеративный договор с Российской Федерацией. Все эти события сопровождались геноцидом нечеченского населения, захватом квартир и иной собственности людей, не имевших чеченского происхождения, их ограбление, похищение с целью выкупа, а также убийства. На руках у населения оказалось большое количество оружия из захваченных военных складов.

Россия попыталась силой восстановить контроль над регионом. В декабре 1994 года в республику были введены российские войска. Началась так называемая Первая чеченская война, которая унесла десятки тысяч жизней. Точные людские потери обеих противоборствующих сторон и мирных жителей в ходе конфликта неизвестны до сих пор.

И хотя российские войска взяли под контроль большую часть населенных пунктов Чечни, ситуацию в них они контролировали слабо. В 1996 году чеченские боевики провели успешную операцию, в результате которой отбили обратно три крупнейших города: Грозный, Аргун и Гудермес. После этого было подписано перемирие, позже названное Хасавюртовским (по месту его подписания).

Прекращение огня зафиксировали своими подписями Александр Лебедь, который тогда возглавлял Совет безопасности РФ, и Аслан Масхадов, в то время глава штаба войск Ичкерии. Последний позже был избран президентом Чеченской Республики.

По этому соглашению все боевые действия в Чечне прекращались, армия и подразделения МВД России из республики незамедлительно выводились. Подписание прошло в своеобразной обстановке: прямо за спиной у политиков стоял боевик в кожаной куртке и с ручным пулеметом в руках. После скрепления документа подписями и короткой пресс-конференции Лебедя и Масхадова в зале раздались крики «Аллах акбар!» и аплодисменты. В соглашении отдельно оговаривалось, что вопрос о статусе Чечни отложен до 31 декабря 2001 года. Как выразился тогда Лебедь, его «нужно решать на холодную голову».

Надежда на мир

Договор о мире и принципах взаимоотношений между Россией и независимой Чеченской Республикой Ичкерией стал следующим этапом мирного урегулирования после Первой чеченской войны. Его подписание стало историческим событием: впервые с 1991 года чеченский лидер (тогда им уже был Аслан Масхадов) приехал в Кремль и встретился с российским президентом.

«Ставится точка четырехсотлетней давности, когда в Чечне все время какая-то война. Теперь будем вести все наше сотрудничество мирным путем. Тут один пункт — мирный договор. Вот вся его главная начинка», — заявил глава страны Борис Ельцин сразу после подписания документа.

«Народы России и Чечни устали от этих проблем, от этой войны. Сегодня я думаю, что лидеры Чечни и России сделали самый разумный шаг, который ждут от нас наши народы», — отметил, в свою очередь, чеченский лидер, речь которого звучала не в пример связней, чем речь российского президента.

В самом договоре содержались расплывчатые пункты и определения. В частности, там было сказано, что стороны договорились «навсегда отказаться от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов» и «строить свои отношения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права». Статус Чечни в документе также прописан не был. Этот договор воспринимался скорее как основа для дальнейшего строительства отношений между Москвой и Грозным, чем как соглашение, которое снимает большую часть вопросов в отношениях между ними.

«Нам тогда казалось, что подписанное соглашение открывает возможности для того, чтобы решать все спорные проблемы в рамках правовых механизмов и дипломатических переговоров. Мы надеялись, что документ приведет к положительным результатам, как для России, так и для Чечни, вне зависимости от того, будет ли она в составе России или станет независимым государством», — рассказал «Газете.Ru» глава правозащитной организации «Мемориал» Олег Орлов, который лично присутствовал при подписании Хасавюртовского перемирия.

К факту подписания документа многие политики и общественные деятели отнеслись тогда по-разному. Кто-то решил, что это фактическое признание Москвой независимости Чечни, кто-то и вовсе считал, что это предательство российских национальных интересов на Северном Кавказе.

«В целом общество, на мой взгляд, тогда положительно относилось к заключенным соглашениям. Это потом стали говорить, что это чуть ли не предательство, что это проигрыш России и ничего хорошего это не принесет для нашей страны. Но, думаю, именно тогда большая часть российского общества вздохнула с облегчением, так как война была крайне непопулярна», — отметил Орлов.

Впрочем, надежды на мирный исход, которые связывали с этим соглашением, так и не оправдались. После вывода российских войск и избрания Масхадова президентом тот, как пишет историк-кавказовед Джабраил Гакаев, оказался «не в состоянии консолидировать чеченское общество, поддержав вооруженное меньшинство».

«Над Чечней реально нависла экологическая и эпидемиологическая катастрофа. Города и разрушенные села практически не восстанавливались, люди жили в разбитых кварталах, где уже давно не было ни канализации, ни воды, а часто и электричества.

Медицинское обслуживание, по существу, отсутствовало. Люди умирали от массовых болезней и голода, особенно высока смертность среди детей, практически все население нуждалось в психотерапии. Школы, вузы практически не работали, кроме нескольких частных колледжей. Усилился процесс арабизации образования.

В Чечне явно обозначились признаки распада хозяйственных, культурных связей внутри социума. Из Чечни продолжался исход населения», — пишет он.

Это обстоятельство усугубилось вооруженным конфликтом между вчерашними союзниками — бывшими полевыми командирами, воевавшими против российских силовиков: Салманом Радуевым, Шамилем Басаевым и Хункаром Исрапиловым.

Урус-Мартановский район Чечни стал регионом, который жил по отдельным от остальной Чечни законам и понятиям. Там иорданец Хаттаб открыл базу подготовки боевиков и диверсантов. Пытаясь поправить свое положение, 3 февраля 1999 года Масхадов объявил о введении шариатского правления в Чечне и отказа от светских принципов устройства республики, хотя люди, близко знавшие его, вспоминали, что сам лично он никогда не был особенно религиозным и не отказывал себе в спиртных напитках.

7 августа 1999 года с территории Чечни в Дагестан вторглась группировка Басаева и Хаттаба. После боевых действий, которые длились почти месяц, российским военным удалось их выбить и прогнать обратно в Чечню. Вслед за этим последовал ряд терактов: взрыв жилых домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске. Сразу после этой акции началась Вторая чеченская война. Как только подразделения российских войск вошли в Чечню, Масхадов, гарантировавший выполнение договора о мире, объявил о начале массового вооруженного сопротивления российским силовикам.

«Обе стороны не были готовы честно и последовательно выполнять то, что они подписали. С российской стороны откровенно готовился военный реванш. Это не зависело от Ельцина лично. Очевидно, что его готовили силовики из его окружения.

С чеченской стороны наблюдалась крайняя непоследовательность. Масхадов хотел бы дружественного взаимодействия с РФ. Я и другие мои коллеги неоднократно после подписания соглашений бывали в Чечне, видели, что там происходило, говорили с Масхадовым. Но было видно, что он не в состоянии контролировать своих полевых командиров, которые ничего не хотели слушать, а хотели только урвать побольше денег и власти», — пояснил «Газете.Ru» глава «Мемориала» Орлов.

Вскоре после начала Второй чеченской войны ушли из жизни так называемые архитекторы Хасавюртовского перемирия.

В апреле 2002 года в катастрофе вертолета погиб Александр Лебедь. А спустя два года спецназ ФСБ ликвидировал в селе Толстой-Юрт Аслана Масхадова, который на тот момент уже не имел влияния на подавляющее число антироссийских сил в Чечне. В целом в республике после этого еще до 2009 года сохранялся режим контртеррористической операции, который отменили лишь по личной просьбе нового лидера республики Рамзана Кадырова.

Новости и материалы
Российского депутата подозревают в участии в нежелательной организации
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
Все новости