Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Придется замедлять трафик»: как в России поборются с западными IT-монополистами

Эксперты призвали ужесточить в России антимонопольное регулирование IT-компаний

Американским IT-гигантам необходимо запретить поглощать конкурентов, а властям следует дать возможность разделять их активы, считают в Конгрессе США. В России также надо обновить антимонопольное законодательство, чтобы защитить интересы граждан и уберечь технологические компании от удара западных монополистов, считают эксперты. В частности, предлагается увеличить размер штрафов для таких компаний, а также обязать их открывать представительства в РФ. В крайнем случае власти будут вынуждены замедлять нарушителям трафик, предупредили в АЮР.

Конгресс США должен внести изменения в антимонопольное законодательство, чтобы восстановить конкуренцию на рынке, которую разрушили Apple, Google, Amazon и Facebook. К такому выводу пришли члены юридического комитета Палаты представителей — 16 месяцев они вели расследование, изучали сотни тысяч документов, слушали показания десятков свидетелей, а также общались с сотнями участниками рынка. Итогом стал 449-страничный доклад. Его главный вывод: крупнейшие американские IT-компании используют монополистическую тактику на рынке, подрывая тем самым конкуренцию и уничтожая инновации.

Так, компанию Amazon, которая имеет крупнейшую в мире платформу электронной коммерции, конгрессмены обвинили в доминировании на рынке интернет-торговли, а Apple — в монополии на площадку, дающую возможность скачивать приложения для устройств на базе iOS. Это можно сделать только в App Store. При этом разработчики программ должны платить Apple комиссию в 30% со всех внутренних транзакций.

Facebook докладчики считают монополистом на рынке соцсетей и в секторе онлайн-рекламы, а компанию Google, которая имеет доминирующую на рынке поисковую систему, они обвинили в постоянном продвижении собственных сервисов. Кроме того, Google имеет доступ к персональным данным миллиардов людей на планете, что также дает ей преимущество в самых разных отраслях бизнеса.

Интернет-гиганты категорически несогласны с выводами конгрессменов. В частности, в Apple считают, что App Store создал новый рынок товаров и услуг, который «невозможно было себе представить еще 10 лет назад», а в Facebook подчеркивают, что им приходится конкурировать с «огромным количеством сервисов».

Как бы то ни было, авторы доклада убеждены: IT-гиганты нуждаются в более жестком регулировании. В связи с этим власти США предлагают принудительно разделить активы компаний — к примеру, отделить YouTube от Google, а Instagram и WhatsApp от Facebook — и запретить им работу в смежном бизнесе. Также предлагается запретить крупным интернет-компаниям поглощать потенциальных конкурентов. Указанные выше реформы могут быть осуществлены путем принятия поправок к антимонопольному законодательству.

И хотя предложения конгрессменов пока носят лишь рекомендательный характер, их доклад вполне может стать началом глобальных перемен в Кремниевой долине.

Российские компании активно противостоят Amazon, Apple, Facebook и Google, однако агрессивное поведение глобальных IT-корпораций вынуждает власти актуализировать антимонопольное законодательство РФ, чтобы защитить интересы своих граждан и технологических компаний.

В ФАС уже подготовили так называемый «Пятый антимонопольный пакет» — он предлагает существенно увеличить штрафов для пытающихся развернуть монополию интернет-компаний. Кроме того, 6 октября в Совете Федерации сенаторы, общественники и эксперты пришли к выводу, что сдержать IT-гиганты в российском правовом поле поможет закон, обязывающий их открывать представительства в России.

«Антимонопольное регулирование становится все более востребованным в мире. Это наиболее эффективный способ преодоления дисбаланса в цифровой экономике», — сообщил «Газете.Ru» директор Института права и развития ВШЭ и Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов.

С ним соглашается председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев.

«Не только в США сейчас происходит такой процесс. Например, в Евросоюзе рассматривается директива о цифровых сервисах. В частности, она будет устанавливать условия недискриминационного доступа к данным. Если, например, вы Amazon или Facebook, и к вам обращаются конкуренты и запрашивают данные, вы должны ими поделиться. Кроме того, если IT-гиганты будут злоупотреблять своим доминирующем положением на товарных рынках ЕС, власти будут принудительно разделять такие компании», — пояснил эксперт.

Структурное разделение, к которому хотят прибегать западные власти, – вполне востребованная тактика, соглашается Иванов.

«Американская компания ATT многие десятилетия была монополистом в сфере телекоммуникаций. Когда в конце 80-х годов эту компанию разделили, в мире появились разные технологии, новые решения. Благодаря разделению ATT мы получили сотовую связь. Их монопольный статус сдерживал развитие инноваций в этой сфере, ведь они бы разрушили их уже существующий бизнес», — пояснил он.

По мнению директора Института права и развития ВШЭ, сейчас основная проблема состоит в том, что Google и Facebook сконцентрировали в своих руках такие большие базы данных, которые делают конкуренцию с ними практически невозможной.

«Из-за уступок, на которые мы пошли в рамках торговых переговоров с США, мы наложили на себя ряд ограничений — и все в интересах IT-гигантов. Прежде всего они касаются оборота интеллектуальной собственности – то есть нематериальных активов. Он у нас находится под «антимонопольным иммунитетом». Это абсолютная аномалия, которая вредит развитию рынков. С ней интернет-компании легко уходят из-под контроля. Мы сами своим законодательством дали им такую возможность.

В рамках борьбы с пиратством мы в свое время ввели много инструментов, которые усилили охрану интеллектуальных прав. В итоге сейчас у нас она самая жесткая в мире — мы охраняем любой чих правообладателя», — отметил Иванов.

Кроме того, продолжает эксперт, в России нет сбалансированного режима, который бы заставил цифровые монополии делиться данными, а потребителям дал возможность их забирать.

«Например, по российскому законодательству я не могу написать в Facebook и потребовать передать мои данные «Вконтакте», а по европейскому – могу. Мы боимся ограничить свободу предпринимательской деятельности. Поэтому для начала нам необходимо внедрить западные практики борьбы с IT-монополиями. Цивилизованные инструменты, которые уже были давно», — заключил директор Института права и развития ВШЭ.

Законодательные меры надо устанавливать в зависимости от уровня развитости и защищенности IT-сектора, обращает внимание Александр Журавлев из Ассоциации юристов России.

«В России достаточно крупный рынок аудио-визуальных сервисов. Они могут быть зарегистрированы на территории страны, только если доля иностранного капитала не превышает 20%.

В итоге на рынке появились новые конкурентноспособные игроки – онлайн-кинотеатр Okko и другие. Если бы этого не было, рынок могли захватить крупные компании типа Google. Такой же политики нужно придерживаться и в других IT-секторах», — пояснил эксперт.

Журавлев убежден, что «Пятый антимонопольный пакет» от ФАС сформирован конструктивно и направлен на защиту российских IT-компаний.

«Однако важно понимать, что у нас есть группа локализованных иностранных компаний, а есть те, которые не имеют представительств в России. Налогообложение первых прозрачно — они подчиняются российскому законодательству и несут расходы на работу у нас. А есть те, кто уклоняется от исполнения российских законов. Например, Twitter и Facebook недавно оштрафовали на 4 млн рублей каждую за отсутствие локализации персональных данных. Есть решение суда, оно должно быть исполнено.

Но так как официально игроки не работают в России, приставы не могут взыскать эти деньги. Таким образом дискриминируется первая категория игроков, которые ведут законный бизнес на территории РФ», — сообщил он.

Эксперт считает, что России нужно применять нестандартные способы воздействия на IT-гиганты.

«Если иностранная компания не оплатит штрафы, им нужно запретить обновлять приложение. Если и после этого не оплатит, то надо запрещать размещать приложение в маркетплейсе. Если и эта мера не подействует, то можно обратить взыскание на их рекламные доходы с российского рынка. Если же и это не подействует на них, придется жать «красную кнопку» — то есть замедлять трафик. Но этот инструмент надо тестировать, чтобы не пострадали лица, которые не совершали правонарушений», — заключил Журавлев.

Новости и материалы
Екатеринбуржца вывезли в лес, украли у него деньги и оформили кредит
Булыкин сравнил шансы «Зенита» и «Краснодара» в борьбе за титул РПЛ
США не будут вводить санкции против ЦАХАЛ, несмотря на нарушения прав человека в Палестине
Певица Жасмин показала фото со свадьбы сына, на которую потратили более 10 млн рублей
Серега рассказал, что поменял бы в творчестве Shaman
Матч между ЦСКА и «Спартаком» назвали бездарным зрелищем
Названа стоимость нового кроссовера Duster
В ЦБ РФ назвали последствия выдачи «бесплатных денег» отдельным отраслям экономики
Москвичей предупредили о похолодании в начале мая
Набиуллина сообщила, как ЦБ собирается бороться с мисселингом
В Коми полицейские заставляли невиновных писать явки с повинной и «раскрыли» так 16 дел
Польский генерал сообщил об одной из главных целей ВС РФ на Украине
Россиянка дала соседке телефон для вызова скорой, но та его продала
Эминем планирует избавиться от своего альтер эго в новом альбоме
Пьяный россиянин изнасиловал девятилетнюю девочку, пока ее матери не было дома
Политолог заявил о последствиях отказа ВСУ от танков Abrams
В ЦБ сообщили о переходу к сбалансированному росту во II квартале
В Брянской области умерла раненная при атаке дрона женщина
Все новости