Начальник Управления культуры Министерства обороны Антон Губанков читает рэп
Начальник Управления культуры Министерства обороны Антон Губанков читает рэп
Скриншот с видео пользователя MsBestdance на YouTube

«Вот он Путин, вот он Шойгу»

Зачем Министерству обороны своя медиаимперия

«Газета.Ru»

Министерство обороны все активнее популяризует себя — к телеканалу, радио и кинокомпании теперь прибавилось и специальное информагентство. Вероятно, растущий спрос руководства страны на патриотизм должным образом может удовлетворить только военное ведомство.

Сегодня источник РИА «Новости» в Минобороны сообщил, что в начале следующего года руководство создаст собственное информационное агентство. Планируется ориентировать его в первую очередь на интернет-аудиторию. Заниматься агентство будет преимущественно новостями военной тематики, но также будет уделять внимание общественно-политическим темам и резонансным событиям в России и в мире.

Еще в сентябре министр обороны Шойгу объявил о создании кинокомпании, которая будет выпускать патриотические фильмы. Ранее ведомство рассказывало о проведении конкурса сценариев. Также Минобороны обещало выпускать сборники патриотических песен и создать в подмосковной Кубинке большой патриотический парк с музеями авиации, бронетанковой техники и артиллерии. Это вдобавок к уже существующему телеканалу «Звезда», радио «Звезда» и многочисленным печатным изданиям Минобороны.

Медиаимперия, причем за государственный счет, постепенно собирается не вокруг «Газпрома» или Ковальчуков, а вокруг людей в самых настоящих погонах.

Упор на военно-патриотическую тематику — идея не самая плохая: все же свой зритель у телеканала «Звезда», созданного еще в 2005 году, успел сформироваться, правда во многом за счет старого военного кино. Привлекать в армию с помощью пиара новобранцев тоже необходимо. Дружелюбная реклама и благоприятный информационный фон вместе с якобы растущим патриотизмом должны затмить все гуляющие по сети ужасы о службе в армии и сказать потенциальным солдатам: «Приходите к нам, у нас здорово!»

Вероятно, растущая активность связана с тем, что новым начальником управления культуры Министерства обороны теперь служит Антон Губанков — человек, ранее в культурной революции не замеченный, но прославившийся чтением рэпа в рекламном ролике о преимуществах службы в армии: «В армии не говорят «не могу», вот он Путин, вот он Шойгу». Или с тем, что растущий спрос руководства страны на патриотизм должным образом может удовлетворить только военное ведомство.

Министерство с самой закрытой и самой весомой частью государственного бюджета открывает гражданам дружественные объятия, наполняет собой кино и телеэкраны, завоевывает интернет.

Интересно, что речь идет о ведомстве именно Сергея Шойгу. Один из самых популярных министров в России уже год разбирается с наследием своего предшественника Анатолия Сердюкова. Последний, скандально уволенный после озвучивания коррупционных схем в «Оборонсервисе», проводил реформы, вызывавшие у военных реакцию преимущественно негативную, да и россиянам он нравился мало. Шойгу же, еще будучи главой МЧС, бил все рейтинги популярности: узнаваемый, эффективный, почти будущий президент. Будто бы каждый второй житель страны лично вызывал службу спасения. На новом месте министр, судя по опросам,не перестал быть популярным.

Основные достижения Шойгу на посту министра обороны за год работы, кроме естественной кадровой чистки центрального аппарата ведомства и привода туда «своих» людей, хорошо известны. Он активно пытается избавить армию от коммерческих функций, приостановил ряд громких решений своего предшественника о ликвидации военных учреждений. Заменил готовящиеся заранее и оттого откровенно показушные масштабные военные учения внезапными проверками, которые дают более честное представление о реальной боевой готовности армии и которые не проводились в России с начала 90-х. Стал инициатором перезаписи гимна России и потребовал, чтобы его каждое утро исполняли во всех воинских частях. Однако личная популярность и активность министра обороны вместе со специальным военным информагентством вряд ли способны радикальным образом изменить к лучшему судьбу российской армии.

Складывается ощущение, будто последней и единственной «духовной скрепой» для России в конечном итоге будут служить не незыблемые «православие — самодержавие — народность», не концепт малой родины, не березки и национальный производитель. Главной и самой востребованной духовной скрепой для большинства еще надолго останутся Победа, ядерный потенциал, большая армия и лично Шойгу.