Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Архитектура

Константин Степанович Мельников (1890–1974)
Дом К. Мельникова, 1927–1929. Одно из самых необычных зданий Москвы — собственный дом архитектор Константин Мельников проектировал из соображений удобства и практичности: круглые окна минимизируют затраты стройматериалов, а шестиугольные окна и целый остекленный фасад формируют внутри дома пространство со сложным освещением
Дом К. Мельникова, 1927-1929. Одно из самых необычных зданий Москвы — собственный дом архитектор Константин Мельников проектировал из соображений удобства и практичности: круглые окна минимизируют затраты стройматериалов, а шестиугольные окна и целый остекленный фасад формируют внутри дома пространство со сложным освещением
Бахметьевский гараж, 1927. Был спроектирован для парка английских автобусов фирмы «Лейланд». В современной Москве в здании разместился Центр современного искусства «Гараж», а затем — Еврейский музей и центр толерантности
Дом культуры имени И.В. Русакова, 1929. Это здание имеет уникальную планировку: помимо раздвижных стен на электромоторах, Мельников придумал вынести балконы зрительного зала наружу в выступы на фасаде
Клуб фабрики «Свобода», 1929. Был спроектирован К.С. Мельниковым для мыльно-косметической фабрики. В начале 2000-х годов здание претерпело ремонт: фасад был восстановлен полностью, а вот внутренняя планировка и интерьеры после реконструкции утрачены
Гараж на Новорязанской улице, 1926–1929. Спроектирован Константином Мельниковым совместно с инженером Владимиром Шуховым. Здание вдохновило Александра Родченко на серию фотографий, которая была опубликована во французском журнале L' Architecture Vivante
Гараж «Интуриста», 1929. По проекту Мельникова, здание должно было иметь остекленный фасад, в котором отражались бы проезжающие внутри автомобили. Построенный в 1934 году, гараж лишь частично повторял проект Мельникова
Клуб фабрики «Буревестник», 1928–1930. Проект ДК, разработанный Мельниковым, настолько опережал строительно-технические возможности того времени, что строители предлагали изменить проект. В результате он был реализован с отступлениями от первоначального плана
Дворец культуры Дулевского фарфорового завода, 1930. Это единственная постройка Мельникова за пределами Москвы, хотя и не так далеко от города. Клуб действует и сейчас, находясь на балансе завода, однако нуждается в капитальном ремонте
Дом культуры завода «Каучук», 1927–1929. Спроектированный Мельниковым клуб выполнял свои функции на протяжении многих лет. В 1980-х годах здесь располагался театр «Сфера», а в 2000-х — «Арт-центр на Плющихе»
Клуб имени М.В. Фрунзе, 1927–1929. Спроектирован Константином Мельниковым для Дорогомиловского химического завода. С 1995 по 2004 год здесь находился знаменитый рок-клуб Tabula Rasa. К 2008 году была проведена полная реставрация здания
ЦПКиО имени М. Горького, 1928. Мельников стал главным архитектором самого большого парка отдыха Москвы. Здесь размещались выставочные павильоны, теннисные боскеты, аттракционы, детский городок и декоративный бассейн. Подобного парка нигде в мире не было
Гараж Госплана, 1936. Это самая поздняя сохранившаяся до сих пор постройка Мельникова, но в январе 2013 года здание с характерным окном-«глазом» и экспрессивным фасадом сгорело
Ново-Сухаревский рынок, 1924. В проекте рынка Мельников предложил принципиально новую структуру торговых мест — павильонную. Рынок просуществовал недолго — закрылся в 1930 году. Сейчас сохранилось сильно перестроенное здание конторы — самый ранний сохранившийся проект Мельникова
Константин Степанович Мельников (1890–1974)
Дом К. Мельникова, 1927–1929. Одно из самых необычных зданий Москвы — собственный дом архитектор Константин Мельников проектировал из соображений удобства и практичности: круглые окна минимизируют затраты стройматериалов, а шестиугольные окна и целый остекленный фасад формируют внутри дома пространство со сложным освещением
Дом К. Мельникова, 1927-1929. Одно из самых необычных зданий Москвы — собственный дом архитектор Константин Мельников проектировал из соображений удобства и практичности: круглые окна минимизируют затраты стройматериалов, а шестиугольные окна и целый остекленный фасад формируют внутри дома пространство со сложным освещением
Бахметьевский гараж, 1927. Был спроектирован для парка английских автобусов фирмы «Лейланд». В современной Москве в здании разместился Центр современного искусства «Гараж», а затем — Еврейский музей и центр толерантности
Дом культуры имени И.В. Русакова, 1929. Это здание имеет уникальную планировку: помимо раздвижных стен на электромоторах, Мельников придумал вынести балконы зрительного зала наружу в выступы на фасаде
Клуб фабрики «Свобода», 1929. Был спроектирован К.С. Мельниковым для мыльно-косметической фабрики. В начале 2000-х годов здание претерпело ремонт: фасад был восстановлен полностью, а вот внутренняя планировка и интерьеры после реконструкции утрачены
Гараж на Новорязанской улице, 1926–1929. Спроектирован Константином Мельниковым совместно с инженером Владимиром Шуховым. Здание вдохновило Александра Родченко на серию фотографий, которая была опубликована во французском журнале L' Architecture Vivante
Гараж «Интуриста», 1929. По проекту Мельникова, здание должно было иметь остекленный фасад, в котором отражались бы проезжающие внутри автомобили. Построенный в 1934 году, гараж лишь частично повторял проект Мельникова
Клуб фабрики «Буревестник», 1928–1930. Проект ДК, разработанный Мельниковым, настолько опережал строительно-технические возможности того времени, что строители предлагали изменить проект. В результате он был реализован с отступлениями от первоначального плана
Дворец культуры Дулевского фарфорового завода, 1930. Это единственная постройка Мельникова за пределами Москвы, хотя и не так далеко от города. Клуб действует и сейчас, находясь на балансе завода, однако нуждается в капитальном ремонте
Дом культуры завода «Каучук», 1927–1929. Спроектированный Мельниковым клуб выполнял свои функции на протяжении многих лет. В 1980-х годах здесь располагался театр «Сфера», а в 2000-х — «Арт-центр на Плющихе»
Клуб имени М.В. Фрунзе, 1927–1929. Спроектирован Константином Мельниковым для Дорогомиловского химического завода. С 1995 по 2004 год здесь находился знаменитый рок-клуб Tabula Rasa. К 2008 году была проведена полная реставрация здания
ЦПКиО имени М. Горького, 1928. Мельников стал главным архитектором самого большого парка отдыха Москвы. Здесь размещались выставочные павильоны, теннисные боскеты, аттракционы, детский городок и декоративный бассейн. Подобного парка нигде в мире не было
Гараж Госплана, 1936. Это самая поздняя сохранившаяся до сих пор постройка Мельникова, но в январе 2013 года здание с характерным окном-«глазом» и экспрессивным фасадом сгорело
Ново-Сухаревский рынок, 1924. В проекте рынка Мельников предложил принципиально новую структуру торговых мест — павильонную. Рынок просуществовал недолго — закрылся в 1930 году. Сейчас сохранилось сильно перестроенное здание конторы — самый ранний сохранившийся проект Мельникова
  • Константин Степанович Мельников (1890–1974)
  • Дом К. Мельникова, 1927–1929. Одно из самых необычных зданий Москвы — собственный дом архитектор Константин Мельников проектировал из соображений удобства и практичности: круглые окна минимизируют затраты стройматериалов, а шестиугольные окна и целый остекленный фасад формируют внутри дома пространство со сложным освещением
  • Дом К. Мельникова, 1927-1929. Одно из самых необычных зданий Москвы — собственный дом архитектор Константин Мельников проектировал из соображений удобства и практичности: круглые окна минимизируют затраты стройматериалов, а шестиугольные окна и целый остекленный фасад формируют внутри дома пространство со сложным освещением
  • Бахметьевский гараж, 1927. Был спроектирован для парка английских автобусов фирмы «Лейланд». В современной Москве в здании разместился Центр современного искусства «Гараж», а затем — Еврейский музей и центр толерантности
  • Дом культуры имени И.В. Русакова, 1929. Это здание имеет уникальную планировку: помимо раздвижных стен на электромоторах, Мельников придумал вынести балконы зрительного зала наружу в выступы на фасаде
  • Клуб фабрики «Свобода», 1929. Был спроектирован К.С. Мельниковым для мыльно-косметической фабрики. В начале 2000-х годов здание претерпело ремонт: фасад был восстановлен полностью, а вот внутренняя планировка и интерьеры после реконструкции утрачены
  • Гараж на Новорязанской улице, 1926–1929. Спроектирован Константином Мельниковым совместно с инженером Владимиром Шуховым. Здание вдохновило Александра Родченко на серию фотографий, которая была опубликована во французском журнале L' Architecture Vivante
  • Гараж «Интуриста», 1929. По проекту Мельникова, здание должно было иметь остекленный фасад, в котором отражались бы проезжающие внутри автомобили. Построенный в 1934 году, гараж лишь частично повторял проект Мельникова
  • Клуб фабрики «Буревестник», 1928–1930. Проект ДК, разработанный Мельниковым, настолько опережал строительно-технические возможности того времени, что строители предлагали изменить проект. В результате он был реализован с отступлениями от первоначального плана
  • Дворец культуры Дулевского фарфорового завода, 1930. Это единственная постройка Мельникова за пределами Москвы, хотя и не так далеко от города. Клуб действует и сейчас, находясь на балансе завода, однако нуждается в капитальном ремонте
  • Дом культуры завода «Каучук», 1927–1929. Спроектированный Мельниковым клуб выполнял свои функции на протяжении многих лет. В 1980-х годах здесь располагался театр «Сфера», а в 2000-х — «Арт-центр на Плющихе»
  • Клуб имени М.В. Фрунзе, 1927–1929. Спроектирован Константином Мельниковым для Дорогомиловского химического завода. С 1995 по 2004 год здесь находился знаменитый рок-клуб Tabula Rasa. К 2008 году была проведена полная реставрация здания
  • ЦПКиО имени М. Горького, 1928. Мельников стал главным архитектором самого большого парка отдыха Москвы. Здесь размещались выставочные павильоны, теннисные боскеты, аттракционы, детский городок и декоративный бассейн. Подобного парка нигде в мире не было
  • Гараж Госплана, 1936. Это самая поздняя сохранившаяся до сих пор постройка Мельникова, но в январе 2013 года здание с характерным окном-«глазом» и экспрессивным фасадом сгорело
  • Ново-Сухаревский рынок, 1924. В проекте рынка Мельников предложил принципиально новую структуру торговых мест — павильонную. Рынок просуществовал недолго — закрылся в 1930 году. Сейчас сохранилось сильно перестроенное здание конторы — самый ранний сохранившийся проект Мельникова
1 15

Защита Мельникова

В доме Мельниковых в Кривоарбатском переулке организован музей

Наталия Митюшева

Музей Константина и Виктора Мельниковых появится в построенном архитектором доме в Кривоарбатском переулке: несмотря на многолетние и незаконченные судебные тяжбы, по приказу Минкультуры дом станет филиалом Музея архитектуры им. Щусева.

В доме Мельникова, расположенном в Кривоарбатском переулке Москвы, будет организован музей, посвященный жизни и деятельности знаменитого русского архитектора, пропагандиста авангардизма в архитектуре Константина Степановича Мельникова и его сына, художника Виктора Мельникова.

Новый музей станет филиалом Музея архитектуры имени Щусева.

Справка:

Константин Мельников

Мельников — не просто русский, а московский архитектор: в 1920–1930-х годах он формировал архитектурный облик столицы...

Музей с постоянной экспозицией и хранением коллекций Мельниковых будет располагаться в отдельном здании на улице Воздвиженка. Экскурсии по дому-мастерской будут проводиться небольшими организованными группами — для сохранности памятника архитектуры. А перед этим в 2015 году будет проведена реставрация будущего музея.

Константин Мельников — русский и советский архитектор. Одной из самых известных его построек стал дом, возведенный в конце 20-х, — уникальное по форме здание, цилиндрическая форма которого и сотообразные окна нашли свое отражение в более поздней архитектуре и дизайне.

Мельников строил этот дом для своей семьи c 1927 по 1929 год.

Справка:

Музей архитектуры о музее Мельниковых

Заместитель директора музея архитектуры им. А. В. Щусева Павел Кузнецов рассказал «Газете.Ru» о том, в каком виде...

Для экономии строительных материалов и получения большей жилой площади на небольшом участке земли архитектор придумал цилиндрическую форму здания. Фасад полностью остеклен, а на круглых стенах разместились шестиугольные окна. Со временем необычный дом стал одной из достопримечательностей Москвы, а после смерти архитектора в 1974 году за наследием отца стал присматривать Виктор Константинович Мельников, художник. Его стараниями здание не было снесено в 90-е и сохранилось до сегодняшнего дня. Однако со временем мир вокруг дома Мельниковых менялся: сначала здесь возводились новостройки с подземными паркингами, затем в непосредственной близости вырыли котлован для большого коммерческого здания.

Это не могло не сказаться на состоянии дома: сегодня он нуждается в масштабной реставрации.

Однако реставрацию проводить невозможно из-за проблем с собственностью. После смерти Виктора Мельникова вокруг его «семейного гнезда» сложилась скандальная ситуация. Художник, имея право собственности на половину дома в Кривоарбатском переулке, завещал ее сначала своей младшей дочери Елене Мельниковой, потом старшей дочери Екатерине Каринской, а затем лишил обеих права наследства и завещал часть дома и все, что в нем находится, государству. В завещании Виктор Мельников указывал, что в доме следует открыть музей Константина Мельникова, а художественную коллекцию семьи разместить в здании поблизости. После смерти отца дочери художника не согласились с завещанием и оспаривали свое право владеть домом в многолетних судебных тяжбах.

Вторая половина дома Мельниковых принадлежала дочери архитектора Людмиле, потом ее долю выкупил фонд «Русский авангард» члена Совета Федерации предпринимателя Сергея Гордеева.

Гордеев передал купленную долю государству, и сейчас эта половина находится в оперативном управлении у Музея архитектуры.

В доме планировалось создать музей Константина Мельникова, но это было невозможно из-за неопределенности юридического статуса второй половины здания.

Впрочем, позднее музею удалось договориться с Еленой Мельниковой — она поддержала идею создания в доме дедушки и отца музея. Екатерина Каринская тоже была не против музея, но выдвигала ряд претензий к Музею архитектуры и Росимуществу. В частности, она обращала внимание на то, что по завещанию отца рядом с домом следовало выделить здание для коллекций музея.

Воздвиженка, на которой расположен Музей архитектуры, находится в отдалении от Кривоарбатского переулка. Наследница Мельниковых до сих пор живет в доме, который требует ремонта, и не собирается добровольно покидать его.

Несмотря на сложности с определением собственности, Музей Щусева инициировал работы по созданию нового музея, посвященного архитектору-отцу и художнику-сыну. Например, был проведен конкурс идей, каким должна быть новая институция. Победила концепция архитектурного бюро «Citizenstudio & Нина Федорова» с условным названием «Тапки», которая предусматривала полное сохранение интерьеров и обстановки дома. Архитекторы предложили посетителям музея на обувь надеть фланелевые тапочки, как это было принято в советских домах.